Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 апреля 2009 г. N Ф03-974/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ника" на решение от 15.01.2009 по делу N А73-14216/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению исполняющего обязанности прокурора Солнечного района Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью "Ника" о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2009 г.
Исполняющий обязанности прокурора Солнечного района Хабаровского края (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ника" (далее - ООО "Ника", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 15.01.2009 заявление прокурора удовлетворено. Суд, установив наличие в действиях ООО "Ника" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена названой выше статьей КоАП РФ, привлек последнее к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, общество подало кассационную жалобу, в которой просит данный судебный акт отменить и уменьшить размер штрафа, с учетом внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ изменений в статью 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Кроме того заявитель жалобы указывает на то, что осуществляемая обществом деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в силу указанных выше изменений, опасной не является.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направили. ООО "Ника" просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает необходимым решение суда отменить.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Солнечного района Хабаровского края проведена проверка ООО "Ника" по вопросу соблюдения лицензионного законодательства, в ходе которой установлено, что общество, расположенное по адресу: Хабаровский край,
Солнечный район, п. Березовый, ул. Пионерская, 35, оказывает жилищные услуги населению и юридическим лицам на территории поселений Березовый, Амгунь, Джамку, в том числе, услуги по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов, без соответствующей лицензии.
Постановлением прокурора от 27.11.2008 в отношении ООО "Ника" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, которое направлено в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по названной выше статье КоАП РФ.
Суд, удовлетворяя заявление прокурора, исходил из доказанности факта административного правонарушения и вины общества в его совершении.
Однако судом не учтено следующее.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ влечет административную ответственность.
В силу подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению только опасных отходов. Аналогичное положение закреплено и в статье 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, при этом к V классу отнесены практически неопасные отходы.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, отходы из жилищ несортированные отнесены к отходам 4 класса опасности, отходы из жилищ крупногабаритные - к 5 классу.
Между тем, привлекая ООО "Ника" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции, в нарушение статьи 71 АПК РФ, не исследовал вопрос о том, к какому классу опасности отходов отнесены те отходы, сбор и транспортировку которых осуществляет общество и являются ли они опасными.
Указанные обстоятельства имеют существенное значение для правильного рассмотрения дела и в силу части 1 статьи 287 АПК РФ являются основанием для отмены принятого по делу судебного акта и направления дела на новое рассмотрение, при котором суду следует с учётом установленных обстоятельств дела, изменений, внесённых Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ в части установления классов опасности отходов, порядка вступления изменений в силу и положений статьи 1.7 КоАП РФ устранить отмеченные нарушения и разрешить возникшие спорные правоотношения.
ООО "Ника" при подаче кассационной жалобы уплачена в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 руб. (платежное поручение от 12.02.2009 N 224), которая подлежит возврату, так как в соответствии с частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ и, с учетом пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", взимание государственной пошлины по данной категории дел, в том числе при подаче кассационной жалобы, не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 274, 284-289, 104 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.01.2009 по делу N А73-14216/2008 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в этот же суд.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ника" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., уплаченную при подаче кассационной жалобы. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, отходы из жилищ несортированные отнесены к отходам 4 класса опасности, отходы из жилищ крупногабаритные - к 5 классу.
Между тем, привлекая ООО "Ника" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции, в нарушение статьи 71 АПК РФ, не исследовал вопрос о том, к какому классу опасности отходов отнесены те отходы, сбор и транспортировку которых осуществляет общество и являются ли они опасными.
Указанные обстоятельства имеют существенное значение для правильного рассмотрения дела и в силу части 1 статьи 287 АПК РФ являются основанием для отмены принятого по делу судебного акта и направления дела на новое рассмотрение, при котором суду следует с учётом установленных обстоятельств дела, изменений, внесённых Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ в части установления классов опасности отходов, порядка вступления изменений в силу и положений статьи 1.7 КоАП РФ устранить отмеченные нарушения и разрешить возникшие спорные правоотношения.
ООО "Ника" при подаче кассационной жалобы уплачена в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 руб. (платежное поручение от 12.02.2009 N 224), которая подлежит возврату, так как в соответствии с частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ и, с учетом пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", взимание государственной пошлины по данной категории дел, в том числе при подаче кассационной жалобы, не предусмотрено."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 апреля 2009 г. N Ф03-974/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании