Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 мая 2009 г. N Ф03-1782/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому - Лисейко О.В., специалист 1 разряда юридического отдела, доверенность от 11.01.2009 N 04-48/00038, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому на решение от 03.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по делу N А24-4968/2008 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению государственного унитарного предприятия "К" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о признании недействительным постановления от 22.09.2008 N 2373 в части.
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2009 г.
Государственное унитарное предприятие "К" (далее - заявитель, предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция, налоговый орган) от 22.09.2008 N 2373 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в части взыскания пеней в сумме 42225417,8 руб.
Решением суда от 03.12.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что в нарушение пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым органом начисление пеней предприятию произведено в тот период, когда на имущество последнего был наложен арест.
Законность принятого судебного акта проверяется по кассационной жалобе налогового органа, поддержанной его представителем в судебном заседании, который просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами обеих инстанций не дана оценка основаниям начисления суммы пеней в сумме 1563566,38 руб. Основанием для начисления пеней в указанной сумме явился факт выявленных налоговых нарушений, отраженных в решении инспекции от 30.06.2008 N 11-11/57/16368, в связи с чем начисление пеней в сумме 1563566,38 руб. не может быть связано с наложением арестов на имущество должника. При таких обстоятельствах инспекция считает, что судами не исследован вопрос о наличии причинно-следственной связи между наложением ареста на имущество и невозможностью предприятия своевременно перечислять в бюджет суммы налогов.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов, изложенных в жалобе, считает принятые судебные акты законными и обоснованными; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном разбирательстве по делу не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя налогового органа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает жалобу подлежащей частичному удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением предприятием в установленный срок направленных в его адрес требований, инспекцией 22.09.2008 принято постановление N 2373 о взыскании с заявителя налогов в сумме 50193589,60 руб. и пеней в размере 42225417,8 руб. за счет имущества организации-налогоплательщика.
Не согласившись с постановлением налогового органа в части взыскания пеней, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования, исходил из нарушения инспекцией положений пункта 3 статьи 75 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем жалобы, в период с 2006 года по настоящее время службой судебных приставов в рамках сводного исполнительного производства наложен арест на имущество предприятия (банковские счета, недвижимое и движимое имущество, дебиторская задолженность и иное имущество).
Поскольку начисление пеней в спорной сумме произведено налоговым органом в период, когда на имущество предприятия был наложен арест, суд сделал вывод о том, что начисление пеней противоречит пункту 3 статьи 75 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости - ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение.
Исходя из изложенного, применение к должнику мер принудительного исполнения является обстоятельством, в соответствии с которым налогоплательщик не может самостоятельно и своевременно погасить имеющуюся у него недоимку и, исключает возможность начисления пеней.
При этом судом не учтено следующее.
Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки 30.06.2008 вынесено решение N 11-11/57/16368, которым предприятие привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату налогов за 2005-2006 годы, доначислена недоимка по налогам за 2005-2006 годы и начислены пени.
При этом из материалов дела следует, что арест на имущество предприятия наложен службой судебных приставов в период с 2006 года по настоящее время.
При таких обстоятельствах судом обеих инстанций не исследован вопрос о наличии причинно-следственной связи между наложением ареста на имущество заявителя и невозможностью последнего перечислить в бюджет суммы налогов за 2005 год.
Поскольку при рассмотрении дела судами обеих инстанций не полностью исследованы обстоятельства дела в части правомерности начисления пеней за неполную уплату налогов за 2005 год в сумме 1563566,38 руб., судебные акты подлежат отмене в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и направлению дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, исследовать обстоятельства о наличии причинно-следственной связи между наложением ареста на имущество налогоплательщика и невозможностью своевременно уплатить налоги за 2005 год, и с учетом установленного рассмотреть спор по существу в указанной части.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 03.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по делу N А24-4968/2008 Арбитражного суда Камчатского края о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому от 22.09.2008 N 2373 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в части взыскания пеней в сумме 1563566,38 руб. отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
В остальном указанные судебные акты оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
...
Поскольку начисление пеней в спорной сумме произведено налоговым органом в период, когда на имущество предприятия был наложен арест, суд сделал вывод о том, что начисление пеней противоречит пункту 3 статьи 75 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости - ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 мая 2009 г. N Ф03-1782/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании