Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 мая 2009 г. N Ф03-1792/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Поликанова Л.О., заместитель руководителя правового управления по доверенности без номера от 20.04.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов администрации Магаданской области на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2009 по делу N А37-1163/2008 Арбитражного суда Магаданской области, по иску Комитета по финансам мэрии города Магадана к Департаменту финансов администрации Магаданской области, третьи лица: Управление культуры мэрии города Магадана, Управление здравоохранения мэрии города Магадана, о взыскании 2358365 руб. 73 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2009 г.
Комитет по финансам мэрии города Магадана (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Департаменту финансов администрации Магаданской области (далее - Департамент) о взыскании 2358365 руб. 73 коп. убытков, возникших в период с 01.01.2006 по 01.07.2008 в связи с предоставлением работникам муниципальных учреждений здравоохранения и культуры города Магадана, удостоенных званий "Почетный работник здравоохранения Магаданской области" и "Почетный работник культуры Магаданской области", надбавки в размере 20 процентов должностного оклада (с учетом изменения заявленных требований в соответствии со статьей 49 АПК РФ).
Иск обоснован тем, что выплата указанных надбавок относится к финансовым обязательствам бюджета Магаданской области в силу статей 31, 85 БК РФ и Закона Магаданской области от 17.02.2001 N 165-ОЗ "Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения и культуры Магаданской области". Поскольку Магаданская область не выполнила обязанности по финансированию данных расходов муниципального образования "Город Магадан", у последнего возникли убытки в размере цены иска, которые подлежат возмещению на основании статей 15, 1071 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление культуры мэрии города Магадана, Управление здравоохранения мэрии города Магадана.
Решением от 14.11.2008 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что у Магаданской области отсутствуют обязательства по финансированию рассматриваемых надбавок в силу статьи 85 БК РФ и Закона Магаданской области "Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения и культуры Магаданской области". Расходы по выплате данных надбавок относятся на бюджет муниципального образования "город Магадан" как надбавки в сфере оплаты труда работников муниципальных учреждений в соответствии с правовыми актами мэра г. Магадана.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2009 (с учетом определения от 25.02.2009 об исправлении арифметических ошибок) решение отменено, иск удовлетворен за счет средств казны Магаданской области.
Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается наличие у муниципального образования "Город Магадан" расходов в связи с выплатами в спорный период надбавок, установленных законодательным актом Магаданской области. Расходы на выплату надбавок относятся на бюджет данного субъекта РФ в силу статей 65, 85 БК РФ и статьи 38 ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Поэтому иск подлежит удовлетворению на основании названных норм права.
В кассационной жалобе Департамент просит постановление отменить и оставить в силе решение. В обоснование жалобы приводит доводы о неправильном применении апелляционным судом статей 53, 75 ФЗ от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 135, 144 Трудового кодекса РФ. Полагает, что выплаты рассматриваемых надбавок, составляющих дополнительный фонд оплаты труда работникам муниципальных учреждений, осуществляются за счет средств бюджета муниципального образования "Город Магадан".
Комитет в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с изложенными в ней доводами, считает постановление апелляционного суда принятым с правильным применением норм права и предлагает отставить его без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Представители других участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда не явились.
Проверив законность постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для его отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Арбитражный суд установил, что Законом Магаданской области от 17.02.2001 N 165-03 "Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения и культуры Магаданской области" установлена ежемесячная надбавка в размере 20 процентов должностного оклада (тарифной ставки) работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и культуры Магаданской области, имеющим указанные почетные звания.
Согласно статье 2 названного Закона расходы, связанные с выплатой надбавок, осуществляются за счет средств областного бюджета, выделяемых на здравоохранение и культуру.
Постановлениями губернатора Магаданской области от 20.06.2001 N 123 и от 05.07.2001 N 137 утверждены соответственно Положение о звании "Почетный работник здравоохранения Магаданской области" и Положение о звании "Почетный работник культуры Магаданской области". Данными постановлениями мэру г.Магадана рекомендовано предусмотреть в 2002 году средства на выплату надбавки в размере 20% от должностного оклада лицам, получившим такие почетные звания.
На основании вышеназванного Закона в спорный период работникам муниципальных учреждений здравоохранения и культуры города Магадана, удостоенных званий "Почетный работник здравоохранения Магаданской области" и "Почетный работник культуры Магаданской области" производились выплаты ежемесячной надбавки в размере 20 процентов должностного оклада за счет средств бюджета муниципального образования "Город Магадан".
Установленный апелляционным судом на основании представленных в деле доказательств размер расходов муниципального образования, связанных с выплатой надбавок, составил 2358365 руб. 73 коп.
В соответствии со статьей 85 БК РФ, действовавшей в спорный период, расходы по обеспечению социальной защиты населения подлежат совместному финансированию за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Согласно статье 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со статьей 38 ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", распространяющегося на спорные правоотношения, увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Основываясь на положениях данных норм права, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что выплата надбавок лицам, получившим почетные звания "Почетный работник здравоохранения Магаданской области" и "Почетный работник культуры Магаданской области" на основании законодательного акта Магаданской области осуществляется за счет средств бюджета данного субъекта РФ.
Установив, что Магаданская область не исполнила обязательства по финансированию расходов муниципального образования "Город Магадан" на выплату указанных надбавок, апелляционный суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска за счет средств казны Магаданской области.
Кассационная инстанция отклоняет ссылки заявителя жалобы на статью 53 ФЗ от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 135, 144 Трудового кодекса РФ. Данные нормы права, определяющие порядок формирования заработной платы и в данном случае обязанность органов местного самоуправления самостоятельно определить размер и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений, не содержат положений о бюджетном распределении финансового обеспечения дополнительных выплат. Кроме того, статьи 53, 75 названного Закона, на которые ссылается заявитель жалобы, не действовали в спорный период, поэтому не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям (статья 83 этого же Закона).
Кассационная инстанция не принимает во внимание ссылки заявителя жалобы на Порядок формирования фонда оплаты труда работникам бюджетных учреждений муниципального образования "город Магадан", утвержденный решением Магаданской городской Думы от 30.12.2004 N 77-Д и на Примерное положение о порядке и условиях оплаты труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Магадана, утвержденное постановлением мэра г. Магадана от 17.04.2006 N 600. Норм, устанавливающих финансирование на выплату надбавок за счет местного бюджета, данные правовые акты не содержат. Указание в пункте 2.1.2 названного Примерного положения на то, что в фонд оплаты труда включаются надбавки, установленные постановлением губернатора Магаданской области, не исключает обязанности областного бюджета обеспечить финансирование их выплат.
Довод жалобы о том, что согласно Закону Магаданской области "Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения и культуры Магаданской области" за счет средств областного бюджета производится выплата надбавок лишь работникам областных учреждений здравоохранения и культуры, кассационной инстанцией отклоняется. Данный довод не согласуется с положениями названного Закона, который не предусматривает таких ограничений в финансировании, а также со статьей 38 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ.
Нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, в связи с чем постановление не подлежит отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2009 по делу N A3 7-1163/2008 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационная инстанция не принимает во внимание ссылки заявителя жалобы на Порядок формирования фонда оплаты труда работникам бюджетных учреждений муниципального образования "город Магадан", утвержденный решением Магаданской городской Думы от 30.12.2004 N 77-Д и на Примерное положение о порядке и условиях оплаты труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Магадана, утвержденное постановлением мэра г. Магадана от 17.04.2006 N 600. Норм, устанавливающих финансирование на выплату надбавок за счет местного бюджета, данные правовые акты не содержат. Указание в пункте 2.1.2 названного Примерного положения на то, что в фонд оплаты труда включаются надбавки, установленные постановлением губернатора Магаданской области, не исключает обязанности областного бюджета обеспечить финансирование их выплат.
Довод жалобы о том, что согласно Закону Магаданской области "Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения и культуры Магаданской области" за счет средств областного бюджета производится выплата надбавок лишь работникам областных учреждений здравоохранения и культуры, кассационной инстанцией отклоняется. Данный довод не согласуется с положениями названного Закона, который не предусматривает таких ограничений в финансировании, а также со статьей 38 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 мая 2009 г. N Ф03-1792/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании