Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 мая 2009 г. N Ф03-1800/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по делу N А24-3263/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению войсковой части 21301 Министерства обороны Российской Федерации к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае о признании недействительным пункта 2 предписания от 09.07.2008 N 52.
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен Об мая 2009 г.
Войсковая часть 21301 Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, войсковая часть) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее - ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае, управление) о признании недействительным пункта 2 предписания управления от 09.07.2008 N 52 об устранении нарушений законодательства.
Решением суда от 17.10.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 решение от 17.10.2008 отменено, требования заявителя удовлетворены, пункт 2 предписания управления от 09.07.2008 года N 52 об устранении нарушений законодательства признан недействительным, как не соответствующий Трудовому кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закону Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19.02.1993 N 4520-1), Федеральному закону от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", приказу Минобороны России от 08.03.1993 N 130 "О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки" (далее - приказ Минобороны России от 08.03.1993 N 130).
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда по рассматриваемому делу в связи с неправильным применением судом норм права, применением закона, не подлежащего применению.
Войсковая часть в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов, изложенных в жалобе, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, просили рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности войсковой части 21301 Министерства обороны Российской Федерации за 2007 год.
В ходе проверки управлением выявлено начисление войсковой частью заработной платы гражданскому персоналу и денежного довольствия военнослужащим за счет средств федерального бюджета с применением районного коэффициента в размере 1,8 на общую сумму 2406996,21 руб., что отражено в акте проверки от 30.06.2008 N 119.
По результатам проверки управлением заявителю вынесено предписание об устранении нарушений законодательства от 09.07.2008 N 52, пунктом 2 которого войсковой части предписано производить начисление заработной платы и денежного довольствия с районным коэффициентом в размере 1.6, установленным для Камчатской области и в срок до 15.08.2008 представить в ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае соответствующую информацию с документами, подтверждающими выполнение данного предписания.
Не согласившись с предписанием в указанной части, войсковая часть спорило его в арбитражном суде.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции пришел к выводу, что начисление войсковой частью заработной платы гражданскому персоналу и денежного довольствия военнослужащим за счет средств федерального бюджета с применением районного коэффициента 1,8 на общую сумму 2406996,21 руб. является правомерным и обоснованно производилось согласно статьям утвержденной сметы финансирования на цели, указанные в ней.
Данный вывод суда апелляционной инстанции является обоснованным.
Статьей 148 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, Камчатская область относится к районам Крайнего Севера.
В силу статьи 316 ТК РФ, статьи 10 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С момента введения в действие ТК РФ и Закона от 19.02.1993 N 4520-1 и на дату вынесения управлением оспариваемого предписания Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Камчатском крае.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.01.1993 N 2 "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала", вступившего в силу с момента его принятия, в целях улучшения материального положения и усиления стимулирующей роли заработной платы гражданского персонала Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право в пределах выделенных средств применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.
Приказом Минобороны России от 08.03.1993 N 130, а также Законом Камчатской области "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета" (с изменениями, внесенными Законом Камчатской области от 27.04.2005 N 320, от 22.06.2006 N 472, от 07.03.2007 N 572), районный коэффициент к заработной плате для Камчатской области установлен в размере 1,8 за исключением Командорских островов, Корякского АО и Алеутского района, где он составляет 2,0.
Приказом Минобороны России от 18.06.2001 N 275 "О мерах по реализации Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрена выплата денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях с районными коэффициентами в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Целями трудового законодательства в силу положений статьи 1 ТК РФ являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Согласно статьи 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.
Статьей 423 ТК РФ, изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Судом учтено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 года N 583 с 01.12.2008 года введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
Во исполнение данного постановления приказом Минобороны России от 10.11.2008 N 555 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных сил Российской Федерации" и пунктом 2 Приложения N 6 к утвержденному Положению установлено для Камчатской области применение к заработной плате гражданского персонала коэффициента 1,8.
Учитывая изложенное, а также то, что нарушений порядка расходования бюджетных средств управлением не установлено, апелляционный суд правомерно признал оспариваемый пункт 2 предписания управления недействительным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы суда не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по делу N А24-3263/2008 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом учтено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 года N 583 с 01.12.2008 года введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
Во исполнение данного постановления приказом Минобороны России от 10.11.2008 N 555 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных сил Российской Федерации" и пунктом 2 Приложения N 6 к утвержденному Положению установлено для Камчатской области применение к заработной плате гражданского персонала коэффициента 1,8."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 мая 2009 г. N Ф03-1800/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании