Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 мая 2009 г. N Ф03-2069/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: М.В. Симхович, представитель, доверенность N 05-07/240 от 28.01.2009, от ответчика: А.А. Юрьев, представитель, доверенность N 06-Д от 22.01.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по делу N А24-3881/2008 Арбитражного суда Камчатского края, по иску Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Камчатскому краю, третьи лица: Федеральное государственное учреждение "Севвострыбвод", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю, Федеральное агентство по рыболовству Российской Федерации, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, об обязании передать имущество.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2009 г.
Северо-Восточное территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству обратилось в арбитражный суд с требованием (с учетом отказа от части исковых требований) обязать Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю (далее - Управление Россельхознадзора) передать помещения административного здания, расположенного в г. Петропавловске-Камчатском, ул. Академика Королева, д. 58:
- 1-й этаж помещения NN 13-14, 15-33, 34-38, общей площадью 330,10 кв.м;
- 2-й этаж помещения NN 1-37, общей площадью 835,7 кв.м;
- подвал (литер А) помещения NN 1-11 общей площадью 216,1 кв.м,
подвал (литер А) помещения NN 4-10 часть помещений N 14, общей площадью 377,7 кв.м;
здание инспекции (камеральный корпус) г. Елизово, ул. Гаражная, д. 9, площадью 297,4 кв.м.
Решением суда от 09.12.2008 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 произведена замена Северо-Восточного территориального управления Государственного комитета Российской Федерации на Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - ТУ Росрыболовство), решение суда первой инстанции отменено и по делу вынесено новое решение об отказе в иске.
В кассационной жалобе ТУ Росрыболовства просит постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что выводы суда апелляционной инстанции о несоблюдении сторонами спора установленного порядка передачи имущества от одного органа федеральной исполнительной власти к другому, а также о не совершении сторонами юридически значимых действий по определению пообъектного состава такого имущества, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заявитель в кассационной жалобе указывает, что именно недостижение согласия по передаче имущества явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском. Также заявитель ссылается на то, что в деле имеются достаточные доказательства нуждаемости ТУ Росрыболовства в спорном имуществе для обеспечения своей деятельности.
Федеральное агентство по рыболовству в отзыве на кассационную жалобу поддержало ее доводы.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Россельхознадзора и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю считают постановление от 30.03.2009 законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители истца и ответчика поддержали доводы жалобы и отзыва на нее, дали по ним пояснения.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для его отмены, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела, Указом Президента РФ от 24.09.2007 N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство по рыболовству преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству, с передачей ему функции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов, а также функции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сфере контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания.
Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2008 N 34-р "О передаче Госкомрыболовству России имущества и бюджетных ассигнований на его содержание" Россельхознадзору предписано осуществить в установленном порядке передачу Госкомрыболовству России имущества, необходимого для обеспечения выполнения им функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, а также бюджетных ассигнований на его содержание.
Совместным приказом Госкомрыболовства РФ и Россельхознадзора РФ N 38/232 от 14.03.2008 в целях обеспечения вышеназванного распоряжения Правительства РФ руководителям территориальных управлений органов приказано организовать работы совместных комиссий, при подготовке перечня имущества, подлежащего передаче территориальным управлениям Госкомрыболовства России от территориальных управлений Россельхознадзора России, включать имущество, принятое территориальными управлениями Россельхознадзора от Росрыболовства.
25.04.2008 и 10.07.2008 сторонами во исполнение распоряжения N 34-Р от 19.01.2008 и приказа N 38/232 от 14.03.2008 подписаны акты приема-передачи имущества, утвержденные руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю, в которые спорные объекты не вошли.
17.06.2008 истец направил в адрес ответчика письмо N 01/1298, в котором требовал передать ему спорное имущество, которое ранее было передано ФГУ "Севвострыбвод" Управлению Россельхознадзора по Камчатской области и КАО и не вошло в подписанные сторонами акты приема-передачи.
Письмом N УФС-СД-02-07/1968 от 27.06.2008 ответчик отказал в передаче спорного имущества.
Указанные разногласия послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорное имущество ранее в соответствии с распоряжениями ТУ Росимущества N 210-р от 14.07.2005, N 246/1-р от 18.08.2005, N 296-р от 04.10.2005 во исполнение постановления Правительства РФ N 754 от 08.12.2005 было передано ответчику именно для выполнения функций по надзору и контролю в области использования, воспроизводства и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, а, поскольку совместным приказом N 38/232 от 14.03.2008 ответчику предписано передать истцу спорное имущество, суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Распоряжением Правительства Российской Федерации 19.01.2008 N 34-Р конкретный перечень подлежащего передаче имущества не определен, и указан только критерий определения состава такого имущества - его необходимость для обеспечения выполнения Госкомрыболовством России переданных ему функций. Совместным приказом Госкомрыболовства России и Россельхознадзора России N 38/232 от 14.03.2008 указано, что при передаче объектов недвижимого и движимого имущества необходимо обеспечить соблюдение требований, содержащихся в письме Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.02.2008 N СС-07/2623. Сторонами спора требования указанных нормативных актов не выполнены. Возникшие разногласия в установленном порядке разрешены не были.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют закону и обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, спорное имущество находится у Управления Россельхознадзора на праве оперативного управления. На такое же вещное право в отношении спорного имущества претендует ТУ Росрыболовства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества.
Пунктом 2 указанной нормы права предусмотрено, что собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Согласно пункту 3 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
В соответствии с совместным приказом Госкомрыболовства России и Россельхознадзора России N 38/232 от 14.03.2008 и письмом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.02.2008 N СС-07/2623 закрепление в установленном порядке за Госкомрыболовством России (ныне Росрыболовством) и его территориальными органами имущества, подлежащего передаче от Россельхознадзора, осуществляется органами Росимущества путем издания распорядительных актов об изъятии из оперативного управления Россельхознадзора и его территориальных органов объектов федерального имущества и закреплении их на праве оперативного управления за Росрыболовством и его территориальными органами.
Такое закрепление возможно после определения пообъектного состава имущества, подлежащего передаче, с обоснованием потребности Росрыболовства и его территориальных органов в данном имуществе.
Согласно материалам дела, спорные объекты в акты приема-передачи имущества, утвержденные ТУ Росимущество и подписанные во исполнение распоряжения N 34-Р от 19.01.2008 и приказа N 38/232 от 14.03.2008, не вошли.
Каких-либо иных документов, свидетельствующих о закреплении за ТУ Росрыболовства спорного имущества, в деле не имеется.
Установив при рассмотрении дела, что собственник имущества, находящегося в оперативном управлении, каких-либо актов о передаче спорного имущества в оперативное управление Росрыболовства и его территориальных органов не издавал, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение и отказал в удовлетворении исковых требований.
При этом суд апелляционной инстанции правильно указал на то, что решение вопроса о передаче спорного имущества возможно только путем совместного совершения сторонами спора юридически значимых действий с соблюдением установленного порядка передачи государственного имущества, находящегося в оперативном управлении.
В связи с правильно установленными обстоятельствами дела доводы кассационной жалобы судом кассационной инстанции не принимаются, как не влияющие на законность выводов апелляционного суда.
Судом кассационной инстанции при рассмотрении дела не выявлено неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права при принятии постановления апелляционной инстанции, поэтому основания для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по делу N А24-3881/2009 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
В соответствии с совместным приказом Госкомрыболовства России и Россельхознадзора России N 38/232 от 14.03.2008 и письмом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.02.2008 N СС-07/2623 закрепление в установленном порядке за Госкомрыболовством России (ныне Росрыболовством) и его территориальными органами имущества, подлежащего передаче от Россельхознадзора, осуществляется органами Росимущества путем издания распорядительных актов об изъятии из оперативного управления Россельхознадзора и его территориальных органов объектов федерального имущества и закреплении их на праве оперативного управления за Росрыболовством и его территориальными органами.
...
Согласно материалам дела, спорные объекты в акты приема-передачи имущества, утвержденные ТУ Росимущество и подписанные во исполнение распоряжения N 34-Р от 19.01.2008 и приказа N 38/232 от 14.03.2008, не вошли."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 мая 2009 г. N Ф03-2069/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании