Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 мая 2009 г. N Ф03-2187/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Амурской таможни на решение от 13.02.2009 по делу N А73-175/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточный лес" к Амурской таможне о признании незаконными действий таможни и обязании произвести возврат таможенных платежей в сумме 259000 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Восточный лес" (далее - ООО "Восточный лес", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Амурской таможни (далее - таможня, таможенный орган), выразившихся в отказе обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 259000 руб. и об обязании произвести возврат указанной суммы.
Решением суда от 13.02.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что отказ таможни в возврате излишне уплаченных таможенных сборов прямо нарушает экономические права общества в осуществлении им предпринимательской деятельности, возлагая на последнего обязанность уплачивать сборы, непредусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется по кассационной жалобе таможенного органа, который просит его отменить как принятый с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению таможенного органа, у общества отсутствует переплата по таможенным сборам, поскольку таможенные сборы уплачиваются при подаче каждой таможенной декларации как временной, так и полной, так как правовая природа таможенного сбора заключается в оплате за факт совершения в отношении товаров юридически значимых действий.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество, осуществляя предпринимательскую деятельность по экспорту лесопродукции в КНР, при вывозе товара представило в таможню 131 временные декларации, уплатив таможенные сбора в размере 279000 руб.
При подаче в период с 19.09.2006 по 06.03.2008 в таможню полных таможенных деклараций, общество в отношении тех же товаров уплатило по требованию таможни 259000 руб. таможенных сборов.
Посчитав, что у декларанта отсутствовала обязанность вторично уплачивать таможенные сборы, общество 14.10.2008 обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сборов в сумме 259000 руб.
Таможня письмом от 14.11.2008 N18-18/4633 отказала обществу в удовлетворении его заявления, сославшись на то, что факт излишне уплаченных сборов за период с 2006 по 2008 годы не установлен.
Не согласившись с отказом о возврате излишне уплаченных сборов, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 и статьей 63.1 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В силу положений пункта 1 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом, по смыслу пункта 1 статьи 137 ТК РФ, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременении и ухудшению положения таких декларантов.
Статьей 357.10 ТК РФ предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 определены ставки таможенных сборов.
Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Таким образом, установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации
Следовательно, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
Является несостоятельной ссылка таможенного органа на постановление Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863", поскольку в соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса РФ данный нормативно-правовой акт не имеет обратной силы, так как это прямо не предусмотрено в постановлении Правительства от 10.03.2009 N 220.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии обязанности повторной уплаты таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче полных таможенных деклараций является правомерным, основанным на правильном толковании норм права.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.02.2009 по делу N А73-175/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации
...
Является несостоятельной ссылка таможенного органа на постановление Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863", поскольку в соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса РФ данный нормативно-правовой акт не имеет обратной силы, так как это прямо не предусмотрено в постановлении Правительства от 10.03.2009 N 220."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. N Ф03-2187/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании