Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 июня 2009 г. N Ф03-2391/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 18.02.2009, на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2009 по делу N А04-8603/2008 Арбитражного суда Амурской области, по иску муниципального унитарного предприятия "ЖКХ с. Чалганы" к отделу образования администрации Магдагачинского района Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации Магдагачинского района Амурской области, Управление Федерального казначейства по Амурской области, о взыскании 174664 руб. 95 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2009 г.
Муниципальное унитарное предприятие "ЖКХ с. Чалганы" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к отделу образования администрации Магдагачинского района Амурской области о взыскании убытков, возникших в результате предоставления гражданам - педагогическим работникам в 2006, 2007 годах льгот по оплате коммунальных услуг, в сумме 174664 руб. 95 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Амурской области, Финансовое управление администрации Магдагачинского района Амурской области, Управление Федерального казначейства по Амурской области.
Определением от 29.12.2008 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением от 18.02.2009 оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2009, исковые требования удовлетворены за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и средств ее казны. В иске к отделу образования администрации Магдагачинского района Амурской области отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что Российской Федерацией не исполнены в полном объеме расходные обязательства по финансированию субъекта Российской Федерации в части передачи средств на компенсацию расходов от предоставления педагогическим работникам льгот, предусмотренных Законом РФ "Об образовании", в связи с чем возникшие убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, должна осуществляться за счет средств областного бюджета, поэтому у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив законность решения от 18.02.2009 и постановления от 09.04.2009, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не установил.
Как следует из материалов дела, между МУП "ЖКХ с. Чалганы" (исполнитель) и отделом образования администрации Магдагачинского района (потребитель) заключены договоры от 01.01.2006, 01.01.2007 на предоставление льготных коммунальных услуг потребителям, по условиям которых исполнитель обязался предоставить льготы по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам, а потребитель - оплачивать предусмотренные договорами льготные услуги.
В связи с невозмещением МУП "ЖКХ с. Чалганы" расходов по предоставлению льгот педагогическим работникам в сумме 174664 руб. 95 коп. в периоды с 01.04.2006 по 31.12.2006, с 01.09.2007 по 31.12.2007 истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Наличие и размер задолженности подтверждены счетами-фактурами за спорные периоды, списками граждан, которым предоставлены льготы, актами сверки взаимных расчетов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и работающие педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по предмету совместного ведения, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-03 "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Законами о бюджете Амурской области в областном бюджете на 2006-2007 годы утверждены целевые средства, из которых на социальную поддержку отдельных категорий граждан Магдагачинскому району выделено 5901000 руб. и 11960000 руб., не обеспечивших потребность в них района. Кредиторская задолженность по педагогическим работникам по состоянию на 01.01.2007 составила 2921452 руб., на 01.01.2008 - 3877813 руб. 12 коп.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний, в свою очередь, не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Магдагачинского района, суд правомерно обязал Министерство финансов РФ возместить понесенные истцом расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 174664 руб. 95 коп. за счет средств казны Российской Федерации на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.
Решение от 18.02.2009, постановление от 09.04.2009 соответствуют установленным по делу обстоятельствам и приняты с правильным применением норм материального права, поэтому решение отмене, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.02.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2009 по делу N А04-8603/2008 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-03 "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
...
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний, в свою очередь, не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Магдагачинского района, суд правомерно обязал Министерство финансов РФ возместить понесенные истцом расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 174664 руб. 95 коп. за счет средств казны Российской Федерации на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июня 2009 г. N Ф03-2391/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании