Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 мая 2009 г. N Ф03-2375/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от МУП "П" муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области - Голубева А.А., представитель по доверенности от 27.03.2009, от ИФНС России по г. Биробиджану ЕАО - Медведев Е.В., старший специалист по доверенности от 11.01.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области на решение от 23.12.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 по делу N А16-1150/2008 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по заявлению Муниципального унитарного предприятия "П" муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану Еврейской автономной области о признании недействительным решения от 23.10.2008 N 1288.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2009 г.
Муниципальное унитарное предприятие "П" муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану (далее - инспекция; налоговый орган) от 23.10.2008 N 1288 о привлечении предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Решением суда от 23.12.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение инспекции признано недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит данные судебные акты отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права, и в удовлетворении требований предприятия отказать. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании кассационной инстанции, организацией нарушен срок подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2008 года, поэтому привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ инспекция считает правомерным.
Представитель предприятия в судебном заседании кассационной инстанции против доводов налогового органа возражал и просил состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований к отмене решения суда первой и постановления апелляционной инстанций.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предприятием налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2008 года, по результатам которой составлен акт от 09.09.2008 N 1140 и, с учетом возражений налогоплательщика, принято решение от 23.10.2008 N 1288 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 44565,80 руб.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности явилось, как видно из решения налогового органа, нарушение предприятием срока подачи указанной выше налоговой декларации.
Проверяя оспариваемое постановление по заявлению налогоплательщика, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Согласно статье 80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.
В соответствии с приведенными положениями статьи 80 НК РФ Министерством Российской Федерации по налогам и сборам утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, согласно пункту 4 раздела 2 которого датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета образует состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ, и влечет взыскание штрафа.
Пунктом 7 статьи 6.1 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МУП "П" муниципального образования "Город Биробиджан" первоначально направило в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2008 года 21.07.2008 (первый рабочий день), то есть с соблюдением срока, установленного пунктом 5 статьи 174 НК РФ, что подтверждается протоколом приема отчета от 21.07.2008. Указанная декларация не была принята инспекцией к обработке ввиду ошибки формата представления налоговой отчетности в электронном виде (документ представлен как уточненный, без регистрации первичного), при этом исправленная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2008 года подана налогоплательщиком в электронном виде 22.07.2008. Данные обстоятельства налоговым органом не оспариваются.
Поскольку представленная налоговая декларация, как установил суд, содержала все необходимые для исчисления и уплаты налога сведения, а статьей 119 НК РФ не установлена ответственность за представление налоговой декларации неустановленной формы, то суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях предприятия состава вменяемого ему состава налогового правонарушения,
Согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Отсутствие события налогового правонарушения является в силу статьи 109 НК РФ обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Доводы налогового органа в силу изложенного выше подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил заявление предприятия и признал недействительным оспариваемое решение инспекции. Правовые основания для отмены решения суда первой и постановления апелляционной инстанций у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.12.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 по делу N А16-1150/2008 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без
изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МУП "П" муниципального образования "Город Биробиджан" первоначально направило в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2008 года 21.07.2008 (первый рабочий день), то есть с соблюдением срока, установленного пунктом 5 статьи 174 НК РФ, что подтверждается протоколом приема отчета от 21.07.2008. Указанная декларация не была принята инспекцией к обработке ввиду ошибки формата представления налоговой отчетности в электронном виде (документ представлен как уточненный, без регистрации первичного), при этом исправленная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2008 года подана налогоплательщиком в электронном виде 22.07.2008. Данные обстоятельства налоговым органом не оспариваются.
Поскольку представленная налоговая декларация, как установил суд, содержала все необходимые для исчисления и уплаты налога сведения, а статьей 119 НК РФ не установлена ответственность за представление налоговой декларации неустановленной формы, то суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях предприятия состава вменяемого ему состава налогового правонарушения,
Согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Отсутствие события налогового правонарушения является в силу статьи 109 НК РФ обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 мая 2009 г. N Ф03-2375/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании