Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 июня 2009 г. N Ф03-2444/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Г" - Козырева Т.И., главный бухгалтер, доверенность от 25.05.2009 N 167/Д-09, от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому - Гафарова Е.А., специалист 1 разряда юридического отдела, доверенность от 11.01.2009 N 04-48/00037, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску- Камчатскому на решение от 26.01.2009 по делу N А24-5345/2008 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Г" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о признании недействительными решений о зачете от 25.07.2008 NN 7664, 7665,7666.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2009 г.
Муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа "Г" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительными решений о зачете Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому, инспекция, налоговый орган) от 25.07.2008 NN 7664, 7665, 7666.
Решением суда от 26.01.2009 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые решения признаны недействительными, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). Судебный акт мотивирован отсутствием у инспекции полномочий на проведение в беспорном порядке зачета переплаты по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в счет погашения недоимки и пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется по кассационной жалобе налогового органа, поддержанной его представителем в судебном заседании, который просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в связи с неправильным применением судом норм материального права. В обоснование жалобы, ссылаясь на положения статьи 78, пункта 4 статьи 176 НК РФ, пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ), статей 6, 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), приложение 1 к Федеральному закону от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", приказ Федеральной налоговой службы от 26.02.2008 N ММ-3-1/74@, инспекция считает, что правомерно как администратор доходов бюджета произвела зачет переплаты НДС в счет погашения недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в заседании суда кассационной инстанции против доводов, изложенных в жалобе, возражают, считают принятый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому по результатам камеральной налоговой проверки декларации предприятия по НДС за 1 квартал 2008 года установила, что сумма НДС, подлежащая возмещению составила 63166112 руб. На часть указанной сумма переплаты по налогу инспекцией 25.07.2008 приняты решения о зачетах:
- N 7664 на сумму 147 руб. в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии;
- N 7665 на сумму 2531657,47 руб. в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии и пеней;
- N 7666 на сумму 162149,41 руб. в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии и пеней.
Полагая, что зачеты проведены инспекцией неправомерно, в отсутствие задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, с превышением полномочий и нарушением порядка проведения зачетов, предприятие оспорило указанные решения о зачетах в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования заявителя, суд, сославшись на положения Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии у инспекции полномочий на проведение зачета в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Однако, судом не учтено, что в силу статей 6, 160.1 БК РФ, приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", приказа Федеральной налоговой службы от 26.02.2008 N ММ-3-1/74@ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" на территориальные органы Федеральной налоговой службы возложены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба", в том числе по принятию решений о зачете (уточнении) платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В связи с чем вывод суда об отсутствии у инспекции полномочий на проведение зачета по недоимке и пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не основан на нормах материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Из анализа приведенных норм следует, что налоговый орган вправе произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет предстоящих платежей по этим же страховым взносам.
Налоговый орган зачел суммы НДС, подлежащие возмещению, в счет погашения недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Следовательно, зачеты инспекцией произведены неправомерно, в связи с чем суд обоснованно признал оспариваемые решения недействительными.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.01.2009 по делу N А24-5345/2008 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
По мнению налогового органа, инспекция как администратор доходов бюджета вправе произвести зачет переплаты по НДС в счет погашения недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Суд установил, что инспекция по результатам камеральной проверки декларации предприятия по НДС установила сумму НДС, подлежащую возмещению. На часть указанной суммы переплаты по налогу инспекцией приняты решения о зачетах в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Суд указал, что из анализа п.1 ст. 78 НК РФ и абз.4 п.2 ст. 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" следует, что инспекция вправе произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет предстоящих платежей по этим же страховым взносам.
Налоговый орган зачел суммы НДС, подлежащие возмещению, в счет погашения недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Следовательно, зачеты инспекцией произведены неправомерно.
Суд поддержал позицию предприятия, жалобу инспекции оставил без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 июня 2009 г. N Ф03-2444/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании