Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 июня 2009 г. N Ф03-2394/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ФНС России: Дзема Н.А., представитель по доверенности б/н от 07.09.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ФНС России на определение от 28.10.2008 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009 по делу N А24-642/2004 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению ТО ФСФО России в Камчатской области о признании несостоятельным (банкротом) государственного предприятия воздушного транспорта-авиапредприятие "Халактырка".
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2009 г.
Решением Арбитражного суда Камчатской области от 27.09.2004 государственное предприятие воздушного транспорта-авиапредприятие "Халактырка" (далее - предприятие, должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев. Конкурсным управляющим утвержден Баранов М.А. В порядке процессуального правопреемства произведена замена заявителя - уполномоченного органа на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Определением от 20.09.2005 срок конкурсного производства продлен на шесть месяцев. Произведена замена заявителя на Федеральную налоговую службу, а также произведена замена представителя собственника имущества должника с Министерства имущественных отношений РФ на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Определениями от 21.03.2006, от 29.09.2006, от 30.03.2007, от 28.09.2007, от 18.04.2008 продлены сроки конкурсного производства и полномочия конкурсного управляющего Баранова М.А.
Определением от 28.10.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.03.2009, прекращена процедура конкурсного производства в отношении должника. При этом суд руководствовался статьями 3, 4, 33, 125, 126, 141, 146 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве), пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Не согласившись с определением от 28.10.2008, постановлением от 11.03.2009, ФНС России обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование своей правовой позиции заявитель кассационной жалобы указал на то, что вывод суда об отсутствии у должника на настоящий момент признаков банкротства является неправильным, на неправомерность применения судом ст. 4, п. З ст. 12 Закона о банкротстве.
Также заявитель, ссылаясь на ст. 57 Закона о банкротстве, указывает, что восстановление платежеспособности должника влечет прекращение производства по делу о банкротстве лишь в ходе финансового оздоровления либо внешнего управления.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель ФНС России поддержал доводы кассационной жалобы.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю ходатайствовало о проведении судебного заседания без участия его представителя.
Другие лица, участвующие в деле в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд считает их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий предприятия представил суду отчет о своей деятельности с ходатайством о продлении срока конкурсного производства на шесть месяцев.
Суд отказал в продлении срока конкурсного производства и прекратил процедуру конкурсного производства должника на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
В соответствии с указанной нормой права арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Как следует из обжалуемых судебных актов, арбитражные суды не установили обстоятельств, по которым настоящее дело о банкротстве не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно п. 1 ст. 149 Закона о банкротстве после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
В силу п. 4 ст. 125 указанного Закона по результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или утверждения арбитражным судом мирового соглашения.
Таким образом, в названных нормах права указан порядок прекращения производства по делу о банкротстве, который судом не соблюден.
Кроме того, Закон о банкротстве предусматривает завершение конкурсного производства, а не его прекращение.
В соответствии с п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае:
восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;
восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;
заключения мирового соглашения;
признания в ходе наблюдения требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иных соответствующих положениям статьи 6 настоящего Федерального закона требований кредиторов;
отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;
удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства;
завершения конкурсного производства;
в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.
Указанная норма права дает исчерпывающий перечень оснований для прекращения производства по делу о банкротстве.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
определение от 28.10.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009 по делу N А24-642/2004 Арбитражного суда Камчатского края отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 4 ст. 125 указанного Закона по результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или утверждения арбитражным судом мирового соглашения.
Таким образом, в названных нормах права указан порядок прекращения производства по делу о банкротстве, который судом не соблюден.
Кроме того, Закон о банкротстве предусматривает завершение конкурсного производства, а не его прекращение.
В соответствии с п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае:
...
признания в ходе наблюдения требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иных соответствующих положениям статьи 6 настоящего Федерального закона требований кредиторов;"
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июня 2009 г. N Ф03-2394/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании