Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 июня 2009 г. N Ф03-2646/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края: Семина В.В., главный специалист юридического отдела, доверенность от 15.01.2009 N 1-14/86; от Федеральной налоговой службы: Мельникова Т.И., начальник юридического отдела, доверенность от 20.11.2008 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение от 02.02.2009 по делу N А73-1082К/2008 (2424/2008) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о включении в реестр требований кредиторов муниципального унитарного предприятия "Тепловодоснабжение" городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" требования в размере 9000000 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2009 г.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.10.2008 муниципальное унитарное предприятие "Тепловодоснабжение" городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" (далее - МУП "Тепловодоснабжение", предприятие, должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Исполняющим обязанности конкурсного управляющего должника утвержден О.В. Дьяченко.
25.11.2008 администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования в сумме 9000000 руб., составляющих задолженность предприятия по соглашению от 10.10.2007 N 1 о предоставлении администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" из средств районного бюджета беспроцентного бюджетного кредита.
Определением суда от 02.02.2009 заявление администрации удовлетворено: требование в размере 9000000 руб. включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ФНС России просит определение от 02.02.2009 отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что в нарушение статьи 71 АПК РФ и статьи 100 Закона о банкротстве суд не проверил обоснованность требований администрации, не установил обстоятельства исполнения условий кредитного соглашения от 10.10.2007 N 1. Считает, что судом не исследованы конкретные доказательства, подтверждающие получение предприятием денежных средств в размере 9000000 руб.
В отзыве на кассационную жалобу администрация выразила несогласие с приведенными в ней доводами и просила в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель ФНС России поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и просил ее удовлетворить.
Представитель администрации просил в удовлетворении жалобы отказать, указав на наличие доказательств, подтверждающих задолженность предприятия.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что определение от 02.02.2009 подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 142 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке статьи 100 Закона о банкротстве, в соответствии с пунктом 5 которой арбитражный суд проверяет обоснованность заявленных требований и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов даже при отсутствии возражений относительно таких требований.
Удовлетворяя заявление администрации, суд исходил из соглашения от 10.10.2007 N 1 о предоставлении администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" из средств районного бюджета беспроцентного бюджетного кредита, а также из соглашения от 08.12.2006 о передаче полномочий по организации тепло-, водоснабжения и водоотведения для населения от городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинскому муниципальному району, соглашения от 24.03.2008 о передаче полномочий по организации тепло-, водоснабжения и водоотведения в границах поселения от городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинскому муниципальному району.
На основании этого суд пришел к выводу о том, что требование заявителя в размере 9000000 руб., подтвержденное надлежащими доказательствами, а также в отсутствие возражений со стороны исполняющего обязанности конкурсного управляющего является обоснованным и подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов МУП "Тепловодоснабжение".
Между тем как следует из материалов дела, между администрацией Верхнебуреинского муниципального района и администрацией городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" заключено соглашение от 10.10.2007 N 1 о предоставлении администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" из средств районного бюджета беспроцентного бюджетного кредита в размере 9000000 руб. Согласно пункту 3 данного соглашения бюджетный кредит предоставляется на финансирование мероприятий социальной направленности (для текущей оплаты поставки угля, электроэнергии).
Доказательства исполнения указанного соглашения, а также получения предприятием беспроцентного бюджетного кредита в размере 9000000 руб. в деле отсутствуют. Суд первой инстанции такие доказательства не исследовал и не указал их в определении.
Не содержат сведений о наличии и принятии администрацией кредиторской задолженности предприятия в размере 9000000 руб. и соглашения от 08.12.2006, от 24.03.2008 о передаче полномочий по организации тепло-, водоснабжения и водоотведения в границах поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинскому муниципальному району.
Из изложенного следует, что в нарушение статьи 71 АПК РФ и статьи 100 Закона о банкротстве суд не проверил обоснованность требований администрации, не установил обстоятельства исполнения администрацией условий соглашения, не исследовал и не дал оценку доказательствам такого исполнения, получения денежных средств предприятием, а также принятия администрацией кредиторской задолженности предприятия.
Следовательно, выводы суда об обоснованности требований администрации не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, а также требованиям статьи 71 АПК РФ и статьи 100 Закона о банкротстве.
При таких обстоятельствах определение от 02.02.2009, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует проверить обоснованность требования администрации в соответствии с положениями Закона о банкротстве и вынести определение, соответствующее нормам процессуального права.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
определение от 02.02.2009 по делу N А73-1082К/2008 (2424/2008) Арбитражного суда Хабаровского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 142 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке статьи 100 Закона о банкротстве, в соответствии с пунктом 5 которой арбитражный суд проверяет обоснованность заявленных требований и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов даже при отсутствии возражений относительно таких требований.
...
Не содержат сведений о наличии и принятии администрацией кредиторской задолженности предприятия в размере 9000000 руб. и соглашения от 08.12.2006, от 24.03.2008 о передаче полномочий по организации тепло-, водоснабжения и водоотведения в границах поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинскому муниципальному району.
Из изложенного следует, что в нарушение статьи 71 АПК РФ и статьи 100 Закона о банкротстве суд не проверил обоснованность требований администрации, не установил обстоятельства исполнения администрацией условий соглашения, не исследовал и не дал оценку доказательствам такого исполнения, получения денежных средств предприятием, а также принятия администрацией кредиторской задолженности предприятия.
Следовательно, выводы суда об обоснованности требований администрации не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, а также требованиям статьи 71 АПК РФ и статьи 100 Закона о банкротстве."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 июня 2009 г. N Ф03-2646/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании