Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 июня 2009 г. N Ф03-2363/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 14 с. Новогордеевка Анучинского района Приморского края на решение от 31.10.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2009 по делу N А51-10418/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 14 с. Новогордеевка Анучинского района Приморского края к Главному государственному инспектору Анучинского района по пожарному надзору о признании незаконным и отмене постановления от 22.08.2008 N 223.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2009 г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 14 с. Новогордеевка Анучинского района Приморского края (далее - дошкольное учреждение; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Анучинского района по пожарному надзору (далее - орган пожарного надзора, административный орган) от 22.08.2008 N 223 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, которым дошкольное учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 31.10.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные инстанции сочли доказанным факт нарушения дошкольным учреждением правил и норм пожарной безопасности, в связи с чем пришли к выводу о правомерном привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, дошкольное учреждение подало кассационную жалобу, в которой просит данные судебные акты отменить. По мнению заявителя жалобы, ответственность за выявленные административным органом нарушения должна нести администрация Анучинского района Приморского края как собственник имущества и распорядитель материально-финансовых средств на обеспечение деятельности с учетом всех норм и требований. Не оспаривая факт нарушения требований пожарной безопасности, заявитель утверждает, что не имеет средств на обеспечение должного состояния пожарной безопасности, устранение выявленных административным органом нарушений и уплату штрафа. Кроме того, дошкольное учреждение полагает, что при назначении штрафа не учтены смягчающие ответственность обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители участия в судебном заседании не принимали. Дошкольное учреждение просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, административным органом 19.08.2008 на основании распоряжения N 203 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещении здания детского сада, расположенного по адресу: Приморский край, Анучинский район, с. Новогордееска, ул. Пионерская, 5, в ходе которой установлены следующие нарушения требований пунктов 3, 17, 53, 56 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, пункта 6 таблицы 2, пункта 1 таблицы 1 Норм пожарной безопасности "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, а именно: в помещениях детского сада отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуации людей при пожарах; первичные средства пожаротушения (огнетушители) не перезаряжены; горючая отделка на путях эвакуации; загромождены пути эвакуации.
Факт нарушения зафиксирован в акте проверки от 19.08.2008 N 203 и в протоколе об административном правонарушении от 19.08.2008 N 203, составленном в присутствии заведующей детского сада. На основании рассмотренных материалов дела об административном правонарушении 22.08.2008 административным органом вынесено постановление N 223 о привлечении дошкольного учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, дошкольное учреждение оспорило его в судебном порядке.
Суды обеих инстанций, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, применив нормы законодательства о пожарной безопасности, пришли к правильному выводу о наличии оснований для привлечения учреждения к административной ответственности, исходя из следующего.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила, ППБ 01-03).
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (пункт 10 ППБ 01-03).
Пункт 3 Правил устанавливает, что наряду с названными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. К таким документам, в частности, относятся нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденные приказами МЧС России от 20.06.2003 N 323 и от 18.06.2003 N 315, СНиП 2.01.02-85*.
За нарушение юридическими лицами требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Факт нарушения правил и норм пожарной безопасности судом установлен и подтверждается материалами дела, по существу не оспаривается дошкольным учреждением.
Вместе с тем заявитель жалобы полагает, что ответственность за выявленные нарушения должна нести администрация района как собственник имущества и распорядитель материально-финансовых средств. Данный довод является ошибочным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Поскольку имущество (здание детского сада), как установил суд и не оспаривается заявителем, закреплено за дошкольным учреждением на праве оперативного управления, то суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по выполнению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение или несоблюдение возложена на детский сад.
Ссылки заявителя на невозможность соблюдения норм пожарной безопасности ввиду отсутствия достаточных финансовых средств были предметом рассмотрения суда, им дана правовая оценка и поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Юридическое лицо, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В этой связи суд правомерно указал на то, что характер выявленных нарушений, а именно: загромождение путей эвакуации, неперезаряженные огнетушители, свидетельствует о несоблюдении дошкольным учреждением требований пожарной безопасности и о наличии вины последнего.
Доводы о назначении наказания без учета смягчающихответственность обстоятельств несостоятельны, поскольку
административный штраф, предусмотренный частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, назначен органом пожарного надзора в минимальном размере.
Порядок производства по делу об административном правонарушении и срок давности привлечения к административной ответственности проверены судом, нарушений не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 31.10.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2009 по делу N А51-10418/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 июня 2009 г. N Ф03-2363/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании