Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 июня 2009 г. N Ф03-2758/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Рудакова Г.С., представитель по доверенности от 11.01.2009 б/н, Макеева И.В., представитель по доверенности от 01.04.2009 б/н, от ответчиков: от Министерства финансов РФ - Кузин В.Л., представитель по доверенности от 26.01.2009 б/н; от Хабаровского краевого ФОМС - Потарева СВ., представитель по доверенности от 30.12.2008 N 91-08, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 26.01.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2009 по делу N А73-11264/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая поликлиника N 3" к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, третье лицо: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, о взыскании 713230 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2009 г.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая поликлиника N 3" (далее - медицинское учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (с учетом замены ответчика определением суда от 14.11.2008) и Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее - Хабаровский краевой ФОМС) о взыскании 713230 руб. убытков, возникших у истца вследствие выполнения им Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 461 (далее - Программа).
Иск обоснован тем, что при выполнении в 2006 году государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с Программой и заключенным с Хабаровским краевым ФОМС договором от 13.01.2006 N 19/06-0 медицинское учреждение выплачивало врачам и медсестрам дополнительную надбавку к заработной плате в размерах, предусмотренных пунктом 4 статьи 9 ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851. В связи с выплатой указанных надбавок истец по предписанию Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 08.09.2008 N 14-23 произвел перерасчет средней заработной платы за период отпусков медицинских работников в 2006 году, что привело к увеличению расходов на спорную сумму. Поскольку в 2006 году средства на финансирование названных расходов истцу не поступали, то такие расходы в размере 713230 руб. представляют для истца реальный ущерб и подлежат взысканию с ответчиков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Решением суда первой инстанции от 26.01.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2009, иск удовлетворен полностью за счет средств казны Российской Федерации. В иске к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи является расходным обязательством Российской Федерации, в связи с чем расходы медицинского учреждения, связанные с увеличением размера среднего заработка работников за период отпусков, подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации на основании статей 16, 1069, 1071 ГК РФ.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ считает принятые по делу судебные акты незаконными и необоснованными, в связи с чем просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске к Российской Федерации.
По мнению заявителя жалобы, надлежащим ответчиком, обязанным возместить медицинскому учреждению спорную сумму, является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования как главный распорядитель средств, предусмотренных Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" на финансирование исполнения Программы.
В отзывах на кассационную жалобу МУЗ "Городская клиническая поликлиника N 3" и Хабаровский краевой ФОМС выражают несогласие с доводами Министерства финансов РФ, считают, что арбитражными судами правильно применены нормы материального и процессуального права, и предлагают оставить судебные акты в силе.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель Министерства финансов РФ поддержал доводы кассационной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Представители медицинского учреждения и Хабаровского краевого ФОМС возражали против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзывах на нее.
Представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность решения от 26.01.2009 и постановления от 09.04.2009, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены отсутствуют.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 461 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
Разделом IV Программы предусмотрено предоставление гражданам Российской Федерации за счет федерального бюджета дополнительной медицинской помощи на основе государственного задания, оказываемой медицинскими работниками определенных категорий, которым за выполнение государственного задания устанавливается надбавка к заработной плате в размерах, предусмотренных пунктом 4 статьи 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонта обязательного медицинского страхования на 2006 год" и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851.
Арбитражными судами установлено, что во исполнение названной Программы 16.05.2006 между МУЗ "Городская клиническая поликлиника N 3" и Хабаровским краевым ФОМС заключен договор N 343/06-06 на предоставление медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования с дополнительным лекарственным обеспечением отдельных категорий граждан, по условиям которого Хабаровский краевой ФОМС обязался финансировать выполнение медицинским учреждением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в период действия договора с 01.01.2006 по 31.12.2006.
С учетом указанного договора между медицинским учреждением и его медицинским персоналом (врачами, медсестрами) заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, по которым медицинское учреждение приняло на себя обязательства выплачивать в 2006 году ежемесячные надбавки к заработной плате, предусмотренные пунктом 4 статьи 9 ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Государственной инспекцией труда по Хабаровскому краю в ходе плановой проверки установлено нарушение медицинским учреждением статьи 139 Трудового кодекса РФ при расчете средней заработной платы за период очередных отпусков медицинских работников в 2006 году, поскольку истцом при расчете среднего заработка не учитывались надбавки за оказание дополнительной медицинской помощи.
Выполняя предписание контролирующего органа, истец произвел перерасчет средней заработной платы за период отпусков медицинских работников в 2006 году с учетом фактически выплаченных надбавок, в результате чего у него возникли расходы в размере 713230 руб.
Недофинансирование медицинского учреждения на указанную сумму явилось основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражными судами установлено, что предъявленные истцом к взысканию расходы обусловлены увеличением размера среднего заработка медицинских работников за время очередных отпусков в связи с выплатой предусмотренных Программой надбавок и обязанностью истца как работодателя предоставить своим работникам гарантии, установленные статьей 114 и частью 4 статьи 139 Трудового кодекса РФ.
Наряду с этим суды первой и апелляционной инстанций установили, что в составе субвенций, перечисленных истцу Хабаровским краевым ФОМС в 2006 году, не были предусмотрены средства на возмещение расходов медицинского учреждения, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников за период отпусков, что привело к возникновению у истца реальных убытков в заявленном размере.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, арбитражные суды исходили из того, что в спорный период средства на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не поступали и законодательно не был определен источник финансирования дополнительных расходов медицинского учреждения, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
При этом судами первой и апелляционной инстанций принято во внимание, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах возникшие у истца расходы, явившиеся следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов медицинского учреждения, обоснованно квалифицированы судами обеих инстанций как убытки медицинского учреждения и в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ взысканы в его пользу с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Выводы арбитражных судов соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о возможности оплаты дополнительных расходов истца за счет выделяемых ему Хабаровским краевым ФОМС субвенций не основаны на нормах права, поэтому судом кассационной инстанции отклоняются. Предусмотренные Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851 субвенции носили строго целевой характер и не включали в себя средства на возмещение расходов медицинского учреждения, связанных с увеличением среднего заработка его работников.
Доводы жалобы о неверном определении арбитражными судами источника возмещения расходов медицинского учреждения несостоятельны.
Как правильно указано в судебных актах, убытки истца возникли вследствие бездействия органов государственной власти Российской Федерации, своевременно не определивших источник финансирования расходов медицинского учреждения, поэтому взыскание спорной суммы с Российской Федерации является правомерным.
С учетом изложенного решение от 26.01.2009 и постановление от 09.04.2009 не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округ постановил:
Решение от 26.01.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2009 по делу N А73-11264/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 июня 2009 г. N Ф03-2758/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании