Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 июня 2009 г. N Ф03-2770/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Пинчук Д.О., представитель по доверенности от 16.12.2008 N 801, от Отделения по Хасанскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - Сосковец Е.В., представитель по доверенности от 25.02.2009 N 2026-03-11/75, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Хасанскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 10.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2009 по делу N А51-9891/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Отделению по Хасанскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2009 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Хасанскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - отделение по Хасанскому району УФК по Приморскому краю) об отказе в принятии к исполнению и возврате исполнительного листа.
Решением суда от 10.12.2008, оставленным без изменения постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2009, требование общества удовлетворено. На отделение по Хасанскому району Управления Федерального казначейства возложена обязанность принять к исполнению исполнительный лист. Суды пришли к выводу о соответствии исполнительного листа требованиям законодательства к его оформлению и соблюдению обществом требований статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при предъявлении его к исполнению.
В кассационной жалобе отделение по Хасанскому району УФК по Приморскому краю просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Проверив обоснованность доводов жалобы, отзыва на жалобу, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей казначейства и общества, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами, решением Арбитражного суда Приморского края от 05.02.2008 по делу N А51-12122/2007 36-418 в пользу ОАО "РЖД" с администрации Хасанского муниципального района за счет казны Хасанского муниципального района взыскано 488041 руб. задолженности МУ "Служба заказчика" по договору энергоснабжения и 11260,83 руб. государственной пошлины в связи с отсутствием у муниципального учреждения достаточных денежных средств и отсутствием имущества на которое можно обратить взыскание, выдан исполнительный лист N 116257.
Указанный исполнительный лист обществом был направлен в отделение казначейства, в котором у администрации открыт лицевой счет. Однако исполнительный лист был возвращен казначейством в связи с несоблюдением порядка взыскания денежных средств за счет казны муниципального образования. По мнению казначейства, исполнительный лист, согласно пункту 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации должен быть направлен для исполнения в финансовый орган муниципального образования. В казначейство в соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ направляются исполнительные листы по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета, то есть в тех случаях, когда бюджетное учреждение является должником.
В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования по искам к муниципальным образованиям, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В силу пункта 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, является Федеральное казначейство согласно статье 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем заявителем соблюдены правила направления исполнительного листа именно в органы казначейства, и правовых оснований для направления исполнительного документа для исполнения в финансовый орган муниципального образования не имелось. Более того, статья 242.2 названного Кодекса содержит исключение, касающееся исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета.
Статьей 215 названного Кодекса в Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возложена организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
В силу статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 5.12 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится и Отделение по Хасанскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
Органы федерального казначейства в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Названными нормами предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением от 05.02.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-12122/2007 36-418 с Администрации Хасанского муниципального района за счет казны Хасанского муниципального района в пользу ОАО "Российские железные дороги" взысканы денежные средства в порядке субсидиарной ответственности. У Администрации Хасанского муниципального района, в лице которой взысканы денежные средства за счет казны Хасанского муниципального района, открыт лицевой счет в отделении УФК.
При таких обстоятельствах действия отделения УФК по возврату исполнительного листа, поступившего на исполнение, обоснованно признаны судами незаконными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются в связи с вышеизложенным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 10.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2009 по делу N А51-9891/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 5.12 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится и Отделение по Хасанскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
Органы федерального казначейства в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Названными нормами предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июня 2009 г. N Ф03-2770/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании