Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 июня 2009 г. N Ф03-2817/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю - Карпенко Е.А., специалист 1 разряда юридического отдела, доверенность от 30.12.2008 N 04-12/31476, Чечелова Ю.Н., представитель, доверенность от 19.02.2009 N 04-12/316, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю на решение от 17.02.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по делу N А73-14110/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Г.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю о признании недействительным постановления от 27.09.2007 N 1063.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2009 г.
Индивидуальный предприниматель Г.А. (далее - ИП Г.А., заявитель, налогоплательщик, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю, инспекция, налоговый орган) от 27.09.2007 N 1063 о взыскании налогов в сумме 1886 руб., пеней в сумме 81947,30 руб. за счет имущества налогоплательщика.
Решением суда от 17.02.2009, оставленным без изменения постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 требования заявителя удовлетворены, оспариваемое постановление признано недействительным, как несоответствующее положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Законность принятых решения и постановления судов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе налогового органа, полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем просит их отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать. По мнению инспекции, форма требования установлена Федеральной налоговой службой, формальные нарушения статьи 69 НК РФ при заполнении требования не могут являться достаточным основанием для признания недействительным оспариваемого постановления инспекции, необходимые сведения о суммах, указанных в требованиях отражены в расшифровке, прилагаемой к названному постановлению. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на правомерное начисление пени на сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц, указанную в требовании от 30.07.2007 N 13710, в связи с уплатой налога налогоплательщиком.
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителями налогового органа в судебном заседании суда кассационной инстанции.
ИП Г. отзыв на кассационную жалобу не представила, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако участие в судебном заседании кассационной инстанции не принимала.
Обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав пояснения представителей налогового органа, проверив правильность применения судами норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции не установил законных оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с неисполнение предпринимателем требований от 30.07.2007 N 13710, от 07.08.2007 NN 15639, 15640, от 21.08.2007 NN 7808, 7809, от 29.08.2007 NN 8445, 8446, 8447, 8448, 8449, 8450, 8451 инспекцией вынесено постановление от 27.09.2007 N 1063 о взыскании налогов, пеней в сумме 83833 руб. 30 коп. за счет имущества налогоплательщика.
В последствии, налоговым органом 08.10.2008 принято уточнение к постановлению от 27.09.2007 N 1063, согласно которому и расшифровки задолженности, подлежали взысканию пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 19552,75 руб. (требование от 30.07.2007 N 13710), недоимка по единому социальному налогу в сумме 439 руб., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 11656,84 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 670,19 руб., в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 11498,38 руб.
Не согласившись с постановлением от 27.09.2007 N 1063, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банке в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налогов за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика с соблюдением положений статьи 47 НК РФ.
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога (пункт 2 статьи 69 НК РФ).
Требованием об уплате налога в силу пункта 1 статьи 69 НК РФ признается письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика и содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Признавая недействительным постановление налогового органа, суды исходили из несоответствия требований от 30.07.2007 N 13710, от 07.08.2007 N 15640 положениям статьи 69 НК РФ.
Выводы суда в данной части согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Кроме того, как установлено апелляционным судом инспекцией в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства соблюдения сроков выставления требования от 30.07.2007 N 13710 по результатам налоговой проверки, установленного статьей 70 НК РФ, а также сроков бесспорного взыскания налогов, пени, установленных статьями 46, 47 НК РФ, в редакции Налогового кодекса Российской Федерации действовавшей до 01.01.2007.
Довод налогового органа о соответствии требований утвержденной форме не влияет на законность принятых по делу судебных актов, поскольку судами установлено фактическое несоответствие содержания требований об уплате налогов нормам налогового законодательства.
Фактически доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, то у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.02.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по делу N А73-14110/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
...
Признавая недействительным постановление налогового органа, суды исходили из несоответствия требований от 30.07.2007 N 13710, от 07.08.2007 N 15640 положениям статьи 69 НК РФ.
Выводы суда в данной части согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Кроме того, как установлено апелляционным судом инспекцией в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства соблюдения сроков выставления требования от 30.07.2007 N 13710 по результатам налоговой проверки, установленного статьей 70 НК РФ, а также сроков бесспорного взыскания налогов, пени, установленных статьями 46, 47 НК РФ, в редакции Налогового кодекса Российской Федерации действовавшей до 01.01.2007."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июня 2009 г. N Ф03-2817/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании