Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 июля 2009 г. N Ф03-2856/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Братковская А.А., представитель по доверенности от 08.08.2008 N 13-10/405 от ответчика: Данилин А.Н., представитель по доверенности от 06.10.2008 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Амурской области на решение от 02.03.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по делу N А04-2640/2008 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Министерства финансов Амурской области о признании недействительным представления Территориального управления.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2009 года.
Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Амурской области Министерство финансов Амурской области (далее - Министерство финансов) обратилось в Арбитражный суд Амурской области на основании статей 198, 199 АПК РФ с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее - Теруправление) от 13.02.2008 N 23-04-17/272 (далее - представление от 13.02.2008), которым ввиду ненадлежащего исполнения бюджетного процесса заявителю предписано принять меры ответственности к лицам, допустившим нарушения сроков (от 10 до 64 дней) при распределении и перечислении на лицевые счета главных распорядителей средств финансовой помощи (субвенций и субсидий) в общей сумме 378697733 руб., поступивших из федерального бюджета.
Решением суда от 02.03.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009, в части предписания принять меры ответственности представление признано недействительным ввиду превышения Теруправлением полномочий в сфере трудовых правоотношений, в остальном представление признано правомерным.
При вынесении решения суд первой инстанции установил по аналоги закона нарушение разумных сроков (от 10 до 64 дней) при перечислении Министерством финансов главным распорядителям средств финансовой помощи, поступивших из федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора в данной части исходил из того, что при отсутствии законодательно установленных сроков перечислений получателям субвенций и субсидий указанные действия должны быть совершены немедленно.
Министерством финансов заявлена кассационная жалоба, мотивированная несоответствием судебных актов нормам материального права, поскольку статья 293 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Закон Амурской области от 13.12.2006 N 263 "Об областном бюджете на 2007 год" (далее - Закон "Об областном бюджете на 2007 год", постановления губернатора Амурской области от 29.12.2007 N 719 "О мерах по реализации Закона "Об областном бюджете на 2007 год", от 10.10.2007 N 411), "О внесении дополнений в постановление губернатора области от 229.12.2007 N 719" (далее - постановления губернатора N 719, 411, на основании которых вынесено оспариваемое представление, не содержат конкретных сроков перечисления бюджетных средств.
Из кассационной жалобы следует также, что в силу статьи 2 БК РФ к правоотношениям сторон, основанным на властном подчинении, гражданское законодательство и аналогия закона неприменимы.
В отзыве на кассационную жалобу доводы Министерства финансов отклонены ввиду правомерности вывода судебных инстанций о наличии в его действиях состава бюджетного правонарушения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час. 10 мин 26.06.2009 в соответствии со статьей 163 АПК РФ.
При проверке законности обжалуемых судебных актов с учетом доводов заявителя судом кассационной инстанции установлено, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для его отмены отсутствуют в связи со следующим.
На основании акта проверки от 06.02.2008 Теруправление направило в адрес Министерства финансов представление от 13.02.2008 N 23-04-17/272 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, которым предписано принятие в 30-дневный срок мер ответственности к лицам, допустившим в период 14.08.2007 по 19.12.2007 просрочку от 10 до 64 дней при зачислении главным распорядителям поступивших в областной бюджет субсидий и субвенций.
Исследовав на основании статьи 200 АПК РФ Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 284 (далее - Положение), суд первой инстанции установил, что оспариваемое представление вынесено в пределах имеющихся у Теруправления полномочий.
Данный вывод правомерно поддержан судом апелляционной инстанции, так как соответствует пункту 5.14.3 указанного Положения и статье 284 о полномочиях данного органа государственной исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Указанной нормой закона Теруправлению предоставлено право проведения проверок использования средств федерального бюджета, в том числе субсидий и субвенций, а в случае установления использования этих средств не по целевому назначению - право направлять руководителям органов государственной исполнительной власти и органам местного самоуправления соответствующие представления, а также привлекать нарушителей бюджетного законодательства к административной ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях РФ.
При разрешении вопроса об основаниях вынесения представления от 13.02.2008 суд первой инстанции установил, что предъявленные сторонами при рассмотрении дела платежные документы по финансированию из федерального бюджета объектов строительства и иных объектов Амурской области (по справке о выборочном поступлении денежных средств 37 объектов, далее - объекты строительства) подтверждают факты нарушения Министерством финансов предусмотренных статьями 161, 162, 225, 250 БК РФ прав получателей средств федерального бюджета, которые в соответствии со сметами доходов и расходов имеют денежные обязательства перед поставщиками продукции (услуг, работ) и которым доведены в установленном законом порядке лимиты бюджетных обязательств.
Обжалуемые судебные акты в данной части соответствуют и имеющимся в материалах дела соглашениям, заключенным главными распорядителями бюджетных средств с поставщиками продукции (услуг, работ) в целях финансирования объектов строительства.
Правильно разрешен судами и вопрос о нормах материального права, регулирующих порядок передачи спорных субвенций и субсидий из федерального бюджета, которыми являются Приказ Министерства финансов РФ от 29.03.2007 N 28н "О порядке предоставления субсидий и субвенций (субсидий) за счет средств федерального бюджета" (далее - Приказ N 28) и изданное в целях исполнения этого нормативного акта постановление губернатора N 411, которым дополнено постановление губернатора от 29.12.2006 N 719 "О мерах по реализации Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год".
На основании постановления губернатора N 411 администраторы поступлений в областной бюджет (главные распорядители бюджетных средств) при получении информации о зачислении субвенций и субсидий, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета, обязаны в течение двух рабочих дней представить в Финансовый департамент администрации Амурской области (финансовый орган субъекта РФ, ныне - Министерство финансов) соответствующую информацию, а также коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым необходимо зачислить эти денежные средства в областной бюджет и номера своих лицевых счетов.
Как установлено судами, постановлением губернатора N 411 предусмотрено предоставление одновременно с информацией копий документов (договоров, соглашений), указанных в качестве назначений платежей, и реквизиты платежных документов, по которым данные средства поступили из федерального бюджета.
В случае предоставления неверной информации финансовому органу субъекта РФ предоставлено право в течение одного рабочего дня возвратить эту информацию без исполнения с указанием причины возврата.
Оценивая содержание Приказа N 28н и постановление губернатора N 411, суд первой инстанции установил, что данные нормативные правовые акты не содержат срока для перечисления спорных бюджетных средств, поэтому применил аналогию закона (норм гражданского законодательства, регулирующих срок исполнения обязательств) и признал, что состав бюджетного правонарушения Теруправлением доказан, поскольку действия по перечислению соответствующих средств со стороны Министерства финансов должны осуществляться в разумные сроки.
В обжалуемом постановлении решение суда первой инстанции относительно вины заявителя в просрочке перечисления денежных средств поддержано, но при этом сделан вывод о том, что указанные действия должны быть совершены немедленно.
В постановлении губернатора N 411 для совершения Министерством финансов действий по перечислению средств получателям бюджетных средств предусмотрен один отлагательный срок (один день) на случай предоставления главными распорядителями бюджетных средств неверной информации.
Поскольку иной отлагательный срок для перечисления получателям субвенций и субсидий в постановлении губернатора от 10.07.2007 N 411 не предусмотрен, вывод суда апелляционной инстанции о том, что соответствующие действия Министерством финансов должны совершаться непосредственно после получения от главных распорядителей бюджетных средств необходимых информации (сведений об источнике и объеме финансирования, целевом назначении средств федерального бюджета и документов, подтверждающих целевое использование данных средств), соответствует действующему бюджетному законодательству Амурской области (п.2 постановления губернатора N 411).
В акте проверки не зафиксированы факты направления Министерству финансов главными распорядителями неверной информации, которые могли повлечь просрочку от 10 до 64 дней исполнения данным участником бюджетного процесса указанных функций, поэтому отклонение по настоящему делу заявления о признании недействительным представления от 13.02.2008 в части, обязывающей прекратить нарушения бюджетного процесса, судом кассационной инстанции признается законным.
В связи с указанными обстоятельствами доводы заявителя об отсутствии в нормативных правовых актах субъекта РФ срока для направления получателям спорных целевых средств федерального бюджета (субвенций и субсидий) судом кассационной инстанции признаются ошибочными.
В остальной части, предписывающей заявителю при издании по результатам проверки Теруправления определить меру ответственности к лицам, допустившим бюджетное правонарушение, преставление от 13.08.2008 судами признано недействительным со ссылками на императивный характер статьи 284 БК РФ о полномочиях федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля за бюджетным процессом. В данной части принятые по делу судебные акты не оспариваются.
Учитывая, что при вынесении обжалуемых судебных актов правильно применены нормы материального права и в полном объеме исследованы имеющиеся деле доказательства, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 02.03.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по делу N А04-2640/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 июля 2009 г. N Ф03-2856/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании