Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 июня 2009 г. N Ф03-2868/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Сахалинской области на решение от 01.11.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 по делу N А59-2983/2008 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению открытого акционерного общества "Э" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Сахалинской области о признании незаконным решения, неподлежащими исполнению инкассовые поручения.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2009 г.
Открытое акционерное общество "Э" (далее - ОАО "Э", общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения N 792 от 23.06.2008 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Сахалинской области (далее - налоговый орган) о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей за счет имущества общества и не подлежащими исполнению инкассовых поручений NN 2689, 2690, 2691, 2692, 2693, 2694, 2695 от 20.06.2008, N 2339, 2367, 2635 от 04.06.2008.
Решением суда от 01.11.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009, требование общества в части признания недействительным оспариваемого решения удовлетворены. Суды пришли к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям налогового и гражданского законодательства и нарушает права общества, находящегося в процессе ликвидации.
В остальной части производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые по делу судебные акты в части удовлетворения заявленных требований отменить, заявление общества оставить без удовлетворения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив обоснованность доводов жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами, Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Холмский городской округ", являющегося учредителем ОАО "Э", принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. По уведомлению общества 02.06.2008 указанные сведения зарегистрированы налоговым органом в Едином государственном реестре юридических лиц.
Оспариваемое решение принято налоговым органом 23.06.2008 в связи с неисполнением обществом требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа и инкассовых поручений на общую сумму 2072875,20 руб.
Полагая решение налогового органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Удовлетворяя требования общества, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного
имущества налогоплательщика, в порядке, предусмотренном статьей 47 НК РФ.
Вместе с тем в случае ликвидации организации статей 49 НК РФ предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов), согласно которому обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредитов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 ГК РФ погашается в третью очередь.
Таким образом, положения названных норм не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований кредиторов.
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения общество находилось в стадии ликвидации, налоговый орган был не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов).
Доводы кассационной жалобы о том, что взыскание налогов и сборов по рассматриваемому делу до утверждения промежуточного ликвидационного баланса не противоречит статье 46, 47 НК РФ, не основаны на статье 49, статье 64 ГК РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 01.11.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 по делу N А59-2983/2008 Арбитражного суда Сахалинской области в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
По мнению налогового органа, бесспорное взыскание налогов и сборов с находящегося в стадии ликвидации общества до утверждения промежуточного ликвидационного баланса не противоречит НК РФ.
Суд установил, что учредителем общества принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. По уведомлению общества указанные сведения зарегистрированы налоговым органом в Едином государственном реестре юридических лиц. Решение о взыскании налогов и сборов за счет имущества общества принято налоговым органом в связи с неисполнением обществом требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа и инкассовых поручений.
Суд указал, что в случае ликвидации организации ст. 49 НК РФ предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов), согласно которому обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) организации определяется гражданским законодательством РФ. Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п.1 ст. 64 ГК РФ погашается в третью очередь.
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения общество находилось в стадии ликвидации, налоговый орган был не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов).
Суд поддержал позицию общества, жалобу инспекции оставил без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июня 2009 г. N Ф03-2868/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании