Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 июля 2009 г. N Ф03-3114/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: заместителя прокурора Хабаровского края - Моргунова Н.Н., старший прокурор отдела, служебное удостоверение ТО N 076781 от 14.05.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Хабаровского края на решение от 12.03.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009 по делу N А73-133/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению заместителя прокурора Хабаровского края к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областях, 3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Тисса", о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2009 г.
Заместитель прокурора Хабаровского края (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областях (далее - управление Россельхознадзора), выраженных в истребовании документов, подтверждающих заготовку ввозимой древесины (лесорубочного билета, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов, лесной декларации) при представлении обществом с ограниченной ответственностью "Тисса" (далее - ООО "Тисса", общество) заявки на выдачу и оформление фитосанитарных и карантинных сертификатов на круглый лес и лесоматериалы. Заявитель также просил признать незаконным отказ управления Россельхознадзора обществу в принятии заявки на выдачу фитосанитарных сертификатов от 16.10.2008.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Тисса".
Решением от 12.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Постановлением от 28.04.2009 Шестой арбитражный апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции. Признан незаконным отказ управления Россельхознадзора обществу в принятии заявки на выдачу фитосанитарных сертификатов от 16.10.2008. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заместитель прокурора Хабаровского края предлагает отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новое решение об их удовлетворении.
По мнению заявителя жалобы, арбитражный суд необоснованно указал на отсутствие доказательств истребования у общества документов, не предусмотренных пунктом 10 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных и карантинных сертификатов на подкарантинную продукции, утвержденного Приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 N 163 (далее - Приказ от 14.03.2007 N 163).
Факт истребования управлением Россельхознадзора у общества, участников ВЭД таких документов, как полагает заместитель прокурора Хабаровского края, подтверждается совокупностью доказательств, собранных по делу, а именно:
- пояснениями ООО "Тисса" и сведениями, содержащимися в жалобах иных участников внешнеэкономической деятельности;
- отказом в принятии заявки ООО "Тисса" от 16.10.2008 (запись специалиста управления Россельхознадзора на заявке, что она не принята в связи с отсутствием лесобилетов);
- письмом руководителя управления Россельхознадзора от 31.10.2008 N 4435;
- показаниями свидетелей.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заместитель прокурора Хабаровского края поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областях и ООО "Тисса" отзыва на кассационную жалобу не представили; извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав мнение представителя заместителя прокурора Хабаровского края, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, заявка ООО "Тисса" на выдачу фитосанитарных сертификатов от 16.10.2008 не была принята специалистом управления Россельхознадзора Козловой А.А., в обязанности которой не входит отказ в принятии таких заявок. Факт непринятия заявки от ООО "Тисса" управление Россельхознадзора не отрицает, однако опровергает факт выдачи обществу списка документов, необходимых при оформлении фитосанитарных и карантинных сертификатов, в пункте 4 которого указано на необходимость предоставления документов, подтверждающих происхождение лесоматериалов (счета-фактуры, лесорубочный билет, договор на пользование природными ресурсами или комплексное природопользование (договор аренды лесного участка), проект освоения лесов, прошедший государственную экспертизу, или договор купли-продажи с законным заготовителем ресурса (арендатором лесного участка), договор купли-продажи лесных насаждений, лесная декларация, отчет об использовании лесов) и истребования у общества документов из данного списка (лесорубочного билета, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов, лесной декларации) при представлении ООО "Тисса" заявки на выдачу и оформление фитосанитарных и карантинных сертификатов на круглый лес и лесоматериалы.
Согласно пункту 10 Приказа от 14.03.2007 N 163 при принятии решения о выдаче ФСС и КС или об отказе в выдаче ФСС и КС Россельхознадзором или территориальным органом Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, с указанной заявкой рассматриваются следующие документы, необходимые для выдачи ФСС и КС:
1) заверенные в установленном порядке копии следующих документов:
свидетельство о внесении записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно);
свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе (для юридических лиц и ин/дивидуальных предпринимателей соответственно);
2) документ, подтверждающий проведение профилактического фитосанитарного обеззараживания складских помещений, предназначенных для хранения заявленной к ввозу подкарантинной продукции, в соответствии с правилами и нормами обеспечения карантина растений (к заявке на выдачу КС);
3) выписка из договора (контракта), на основании которого производится вывоз подкарантинной продукции с территории Российской Федерации, в части, касающейся фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции (при заключении указанного договора (контракта) и наличии в нем таких требований) (для получения ФСС);
4) удостоверение личности гражданина (паспорт) либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя (для граждан).
В связи с тем, что данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит, является правильным вывод Шестого арбитражного апелляционного суда о том, что требование лесорубочного билета, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов, лесной декларации при представлении заявки на выдачу и оформление фитосанитарных и карантинных сертификатов является незаконным.
Между тем всесторонне и объективно оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе показания свидетелей, арбитражный суд установил, что предъявленный обществу список документов, не предусмотренных пунктом 10 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных и карантинных сертификатов на подкарантинную продукции, утвержденного Приказом от 14.03.2007 N 163, никем не подписан, источник его появления не установлен, следовательно, факт составления и выдачи данного списка именно управлением Россельхознадзора не доказан заместителем прокурора Хабаровского края.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении спора Шестой арбитражный апелляционный суд установил все имеющие существенное значение обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Доводы, приведенные заместителем прокурора Хабаровского края, аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, и по существу направлены на переоценку доказательств, что является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций по каждому конкретному делу и не допускается в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009 по делу N А73-133/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе (для юридических лиц и ин/дивидуальных предпринимателей соответственно);
4) удостоверение личности гражданина (паспорт) либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя (для граждан).
В связи с тем, что данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит, является правильным вывод Шестого арбитражного апелляционного суда о том, что требование лесорубочного билета, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов, лесной декларации при представлении заявки на выдачу и оформление фитосанитарных и карантинных сертификатов является незаконным.
Между тем всесторонне и объективно оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе показания свидетелей, арбитражный суд установил, что предъявленный обществу список документов, не предусмотренных пунктом 10 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных и карантинных сертификатов на подкарантинную продукции, утвержденного Приказом от 14.03.2007 N 163, никем не подписан, источник его появления не установлен, следовательно, факт составления и выдачи данного списка именно управлением Россельхознадзора не доказан заместителем прокурора Хабаровского края."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 июля 2009 г. N Ф03-3114/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании