Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 июля 2009 г. N Ф03-3087/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Находкинской таможни - Прилуцкий Е.В., представитель по доверенности от 28.10.2008 N 11-31/17200,, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Находкинской таможни на решение от 18.11.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по делу N А51-8056/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Остин" к Находкинской таможне о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления от 08 июля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2009 г.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Общество с ограниченной ответственностью "Остин" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Находкинской таможни (далее - таможня, таможенный орган), выразившихся в нарушении сроков проведения таможенного досмотра и таможенного оформления и бездействия, выразившегося в нарушении срока выпуска товара по ГТД N 10714040/030308/0003918 (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 18.11.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал неправомерными действия таможни по несоблюдению сроков досмотра и таможенного оформления, поскольку необходимость разделения товара на упаковочные места и продления срока проведения таможенного досмотра ввезенного обществом по спорной ГТД товара таможенным органом документально обоснована не была. Кроме того, суд посчитал, что у таможни не имелось законных оснований для проведения таможенного досмотра.
Не согласившись с принятыми судебными актами, таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя кассационной жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, действия таможенного органа соответствуют требованиям действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу обществом отклонены доводы жалобы, принятые по делу судебные акты предложено оставить без изменения как законные и обоснованные.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя таможни, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество 03.03.2008 предъявило таможенному органу к таможенному оформлению товар, задекларированный по грузовой таможенной декларации N 10714040/030308/0003918 (далее - ГТД N 3918). Одновременно декларантом подана декларация таможенной стоимости по форме ДТС-1.
В связи с необходимостью идентификации товара, с пересчетом грузовых мест и выборочным вскрытием, 04.03.2008 таможенным органом оформлено поручение на досмотр товара в срок до 05.03.2008, о чем был извещен представитель декларанта Козлов А.П., действующий по доверенности от 29.12.2007 N 145/2007.
Как следует из акта досмотра от 04.03.2008, досмотр осуществлен не был в связи с необходимостью произвести разделение на упаковочные места по отдельным видам и наименованиям товара, сведения об упаковке и маркировке товара необходимо предоставить до 15.04.2008.
Согласно акту досмотра от 01.04.2008 задекларированный по спорной ГТД товар был досмотрен таможенным органом и выпущен в свободное обращение 24.04.2008, о чем в ГТД сделана отметка "выпуск разрешен".
Полагая, что действия таможни, выразившиеся в нарушении сроков проведения таможенного досмотра и таможенного оформления и бездействия, выразившегося в нарушении срока выпуска товара, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество оспорило их в судебном порядке.
Установив фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд признал несоответствующими закону оспоренные действия и бездействие таможни, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 152 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 359 ТК РФ при таможенном оформлении товаров осуществляется проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров.
Согласно части 1 статьи 358 ТК РФ при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 названной статьи при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Перечень форм таможенного контроля приведен в статье 366 ТК РФ, согласно пункту 6 которой одной из форм таможенного контроля является таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
Согласно статье 372 ТК РФ, таможенный досмотр - проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
Системное толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что основными целями таможенного досмотра являются: получение фактических сведений о товарах и транспортных средствах, идентификации товаров и транспортных средств; выявление и пресечение правонарушений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил, иных нарушений законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.11.2003 N 1356 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что при проверке таможенной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств только при наличии следующих оснований: письменное обращение перевозчика или лица, осуществляющего перемещение товаров, в целях установления и фиксирования сведений о наименовании и количестве товаров, в том числе с отбором проб и образцов; в случае выявления риска (рисков), содержащихся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра. По иным основаниям проведение таможенного досмотра при декларировании и выпуске товаров не допускается (пункты 60, 61, 62 и 63).
Решение о проведении таможенного досмотра должно быть принято не позднее 10 минут с момента выявления необходимости его проведения. Уполномоченное должностное лицо при выявлении необходимости разделения предъявленных товаров на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям, по согласованию с лицом, подавшим таможенную декларацию, согласно порядку, установленному нормативными актами ГТК России, продлевает сроки проверки товаров и устанавливает новую дату проведения, о чем делает запись в акте таможенного досмотра.
Таможенный досмотр (осмотр) осуществляется согласно порядку, установленному статьями 371 и 372 ТК РФ, а также иными нормативными актами ГТК России, в срок не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения о его проведении. Если при проведении фактического контроля выявлено несоответствие условиям выпуска товаров (статья 149 ТК РФ), уполномоченное должностное лицо выполняет действия, предусмотренные разделом V Инструкции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что таможенный орган документально не обосновал необходимость проведения таможенного досмотра ввезенного обществом по спорной ГТД товара, поскольку в требовании от 04.03.2008 указано только на принятие решения о проведении таможенного досмотра, при этом сведений о выявленных таможней рисках не содержится. Профиль риска таможенным органом также не представлен.
При таких обстоятельствах вывод судов обеих инстанций об отсутствии у таможенного органа законных оснований для проведения таможенного досмотра ввезенного обществом товара соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судами в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.11.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по делу N А51-8056/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.11.2003 N 1356 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что при проверке таможенной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств только при наличии следующих оснований: письменное обращение перевозчика или лица, осуществляющего перемещение товаров, в целях установления и фиксирования сведений о наименовании и количестве товаров, в том числе с отбором проб и образцов; в случае выявления риска (рисков), содержащихся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра. По иным основаниям проведение таможенного досмотра при декларировании и выпуске товаров не допускается (пункты 60, 61, 62 и 63).
...
Таможенный досмотр (осмотр) осуществляется согласно порядку, установленному статьями 371 и 372 ТК РФ, а также иными нормативными актами ГТК России, в срок не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения о его проведении. Если при проведении фактического контроля выявлено несоответствие условиям выпуска товаров (статья 149 ТК РФ), уполномоченное должностное лицо выполняет действия, предусмотренные разделом V Инструкции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что таможенный орган документально не обосновал необходимость проведения таможенного досмотра ввезенного обществом по спорной ГТД товара, поскольку в требовании от 04.03.2008 указано только на принятие решения о проведении таможенного досмотра, при этом сведений о выявленных таможней рисках не содержится. Профиль риска таможенным органом также не представлен."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 июля 2009 г. N Ф03-3087/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании