Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 июля 2009 г. N Ф03-3319/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сахалинской таможни на решение от 21.01.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу N А59-6065/2008 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоимпорт" к Сахалинской таможне о признании незаконным бездействия таможенного органа и о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Резолютивная часть постановления от 15 июля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Автоимпорт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным бездействия должностного лица Корсаковского таможенного поста (далее - таможня), выразившегося в непринятии решения по таможенной стоимости товаров, декларируемых по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10707030/040808/0003834. Общество также просило обязать таможню вернуть излишне уплаченные таможенные платежи в размере 134148,09 руб.
Решением суда первой инстанции от 21.01.2009 требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Заявитель кассационной жалобы (Сахалинская таможня) предлагает решение Арбитражного суда Сахалинской области от 21.01.2009 и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, суды, удовлетворяя требования Общества, не приняли во внимание доводы таможни о том, что процедура контроля таможенной стоимости декларируемых товаров не завершена, и основания для возврата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 134148,09 руб. отсутствуют, поскольку нет факта уплаты таможенных платежей с превышением установленных ставок, либо факта уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, не соответствующим наименованию и классификации товаров.
Обеспечение уплаты таможенных платежей (денежный залог), по мнению заявителя жалобы, не является излишне уплаченными таможенными пошлинами либо налогами.
В заседании суда кассационной инстанции представители сторон не участвовали.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 123 Таможенного кодекса РФ товары при их перемещении через таможенную границу подлежат декларированию таможенным органам.
Согласно статье 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, включая таможенную стоимость товара.
В соответствии со статьей 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется декларантом в таможенный орган при декларировании товаров.
Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Положениями пунктов 5, 7 статьи 323 ТК РФ, Приказа государственного таможенного комитета Российской Федерации от 05.12.2003 N 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" установлено, что при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с утверждением избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК РФ таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений.
Согласно пункту 6 статьи 323 ТК РФ в случае, если таможенный орган не завершил процедуру определения таможенной стоимости, выпуск товара может быть осуществлен при условии обеспечения уплаты таможенных платежей. После выпуска товара таможенный орган вправе продолжить проверку правильности определения таможенной стоимости. Однако такая проверка не может проводиться бесконечно и должна быть завершена в определенный (разумный) срок.
Произвольное толкование таможенным органом срока проведения проверочных мероприятий может привести к существенным нарушениям прав и законных интересов заявителя.
Непринятие окончательного решения о таможенной стоимости товара влечет за собой необоснованное удержание денежных средств декларанта, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, и невозможность их использования в предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 25 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 05.12.2003 N 1399, при условном выпуске и выпуске под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены в результате контроля таможенной стоимости при наличии признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения в отношении таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, должностные лица таможни осуществляют проверку правильности определения таможенной стоимости в срок, не превышающий 60 дней, за исключением случаев, когда данный срок продлевается до получения сведений из других органов и организаций, в том числе иностранных.
Следовательно, проверка правильности определения таможенной стоимости товара должна быть завершена в срок, не превышающий 60 дней. Данный срок не является предельным, однако его продление таможней должно быть обосновано. Таможенный орган должен доказать, что запрашиваемые документы имеют значение для таможенного оформления товара и могут повлиять на определение таможенной стоимости.
Судом установлено, что в соответствии с контрактом N 01/392/2008 от 01.02.2008 и приложением к нему N 20 от 15.07.2008, заключенным между Обществом и компанией "RYOUSYOUSYOKUHIN CO. LTD" (Япония), Общество ввезло на территорию Российской Федерации товар - шасси грузовых и легковых автомобилей, бывшие в эксплуатации, в количестве 5 шт., бензиновые двигатели для легковых автомобилей, бывшие в эксплуатации, в количестве 2 шт., задние ведущие мосты в сборе с дифференциалом, колесами, от легкового автомобиля, бывшие в эксплуатации в количестве 2 шт.
Товар поступил на условиях CFR - Корсаков, Россия и задекларирован Обществом по ГТД N 10707030/040808/0003834, согласно которой таможенная стоимость заявлена по первому методу (по цене сделки с ввозимыми товарами) и составила 1970000 японских иен, что соответствует приложению N 20 15.07.2008 к контракту N 01/392/2008 от 01.02.2008.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости Обществом вместе с ГТД представлены: контракт N 01/392/2008 от 01.02.2008 с приложением N 20 от 15.07.2008, содержащим спецификацию поставляемого товара, коммерческий инвойс N 3/175 от 25.06.2008, акт приема-передачи от 23.07.2008, инвойс (счет на оплату) N 20 от 15.07.2008, коносамент N А-07 от 25.07.2008.
В рамках проводимого таможенного контроля представленной Обществом ГТД Сахалинской таможней 05.08.2008 в графе "Для отметок таможенного органа ДТС-1 внесена запись "Таможенная стоимость уточняется".
Требованием, уведомлением и запросом от 05.08.2008 таможня сообщила Обществу о необходимости скорректировать сведения по товарам N 1-4, оформить бланк корректировки таможенной стоимости, представить в срок до 16.09.2007 дополнительные документы по заявленной стоимости согласно перечню, указанному в запросе N 1, а именно: экспортную декларацию страны отправителя; бухгалтерские документы о поставке товаров на учет; сведения, разъясняющие основания представления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину; пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров; данных бухгалтерского учета; пояснения по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки; оригиналы действующих приложений, дополнений, изменений, спецификации к представленному договору (контракту), оригинал самого договора (контракта).
Одновременно таможенный орган указал Обществу на необходимость представить документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму 134148,09 руб. согласно расчету размера обеспечения уплаты таможенных платежей.
Письмом от 12.09.2008 N 12/09/2008 Общество представило пояснения и частично документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, ввезенного по ГТД N 10707030/040808/0003834, а именно: копию запроса N 08/09/2008 от 08.09.2008 о предоставлении экспортной декларации, ответ на запрос от 10.09.2008, бухгалтерскую справку от 22.08.2008, выписку по счету за 03.09.2008, мемориальный ордер N 13 от 03.09.2008, валютное платежное поручение, заявление на перевод N 15 от 03.09.2008, мемориальный ордер N 12 от 03.09.2008, заявку N 15 на покупку иностранной валюты за рубли от 03.09.2008.
Остальные документы Общество не представило, указав на их отсутствие у него и отказом иностранного партнера представить данные документы.
При разрешении спора суд пришел к выводу, что таможня не доказала невозможность принятия решения по таможенной стоимости товара в установленный срок либо продления срока проверки таможенной стоимости товара, ввезенного ООО "Автоимпорт".
На момент обращения Общества с заявлением в арбитражный суд решение по таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД N 10707030/040808/0003834, Сахалинской таможней принято не было.
При изложенных обстоятельствах суд обеих инстанций сделал правильный вывод о неправомерном длительном бездействии таможенного органа по непринятию решения по таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД N 10707030/040808/0003834.
При этом суд правомерно не принял доводы таможни относительно отсутствия оснований для возврата Обществу обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 134148,09 губ., поскольку процедура таможенного контроля таможенной стоимости декларируемых товаров не завершена.
Сам факт непринятия таможенным органом соответствующего решения влечет необоснованное удержание денежных средств ООО "Автоимпорт", внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей на счет таможни, в связи с чем у Общества отсутствовала возможность использования этих средств в предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с этим не соответствует действительности вывод заявителя кассационной жалобы о том, что оспариваемое бездействие не нарушает права и законные интересы ООО "Автоимпорт" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для Общества неблагоприятных последствий экономического характера и не создает препятствия для осуществления такой деятельности.
Также несостоятельным является довод Сахалинской таможни о том, что в спорном случае имело место внесение Обществом денежного залога, который не является излишне уплаченными таможенными платежами.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 21.01.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу N А59-6065/2008 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмом от 12.09.2008 N 12/09/2008 Общество представило пояснения и частично документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, ввезенного по ГТД N 10707030/040808/0003834, а именно: копию запроса N 08/09/2008 от 08.09.2008 о предоставлении экспортной декларации, ответ на запрос от 10.09.2008, бухгалтерскую справку от 22.08.2008, выписку по счету за 03.09.2008, мемориальный ордер N 13 от 03.09.2008, валютное платежное поручение, заявление на перевод N 15 от 03.09.2008, мемориальный ордер N 12 от 03.09.2008, заявку N 15 на покупку иностранной валюты за рубли от 03.09.2008.
...
На момент обращения Общества с заявлением в арбитражный суд решение по таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД N 10707030/040808/0003834, Сахалинской таможней принято не было.
При изложенных обстоятельствах суд обеих инстанций сделал правильный вывод о неправомерном длительном бездействии таможенного органа по непринятию решения по таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД N 10707030/040808/0003834."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июля 2009 г. N Ф03-3319/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании