Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 июля 2009 г. N Ф03-3237/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: индивидуального предпринимателя Глазкова Владимира Олеговича - представитель Корепанова Н.В. по доверенности от 02.02.2009 б/н; представитель Азрокова М.С. по доверенности от 02.02.2009 б/н; представитель Нестеренко Т.М. по доверенности от 02.02.2009 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Ольгинского муниципального района на решение от 06.11.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по делу N А51-9637/2008 Арбитражного суда Приморского края, по иску индивидуального предпринимателя Глазкова Владимира Олеговича к Администрации Ольгинского муниципального района, третье лицо: Дума Ольгинского муниципального района, о взыскании 2564240 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2009 г.
Индивидуальный предприниматель Глазков Владимир Олегович обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Ольгинского муниципального района о взыскании 2564240 руб. убытков, связанных с предоставлением истцом услуг по водоснабжению за период с января по август 2007 года в виде межтарифной разницы.
В качестве правового основания иска ИП Глазков В.О. сослался на статьи 16, 1069 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Дума Ольгинского муниципального района.
До рассмотрения спора по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковое требование, просил взыскать с ответчика 2564240 руб. убытков, связанных с предоставлением услуг по водоснабжению с января по август 2007 года по государственным регулируемым ценам в виде выпадающих доходов.
Решением от 06.11.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009, исковое требование ИП Глазкова В.О. удовлетворено в полном объеме, с Администрации Ольгинского муниципального района за счет казны муниципального района в пользу истца взыскано 2564240 руб. убытков.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением апелляционного суда, Администрация Ольгинского муниципального района в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права, и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель со ссылкой на статьи 4, 1069 ГК РФ, статью 78 БК РФ, приводит доводы о необоснованном возложении арбитражными судами ответственности на Ольгинский муниципальный район.
ИП Глазков В.О. в возражениях на кассационную жалобу, а также через своих представителей в судебном заседании выразил согласие с вынесенными в рамках настоящего дела судебными актами, полагая их законными и обоснованными.
Администрация Ольгинского муниципального района, Дума Ольгинского муниципального района надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых решения от 06.11.2008 и постановления апелляционного суда от 30.03.2009, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.08.2005 между Администрацией Ольгинского муниципального района (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Глазковым Владимиром Олеговичем (Исполнитель) заключен договор N 2 на обеспечение населения Ольгинского муниципального района услугами водоснабжения и водоотведения, согласно условиям которого Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию потребителям услуг холодного водоснабжения и водоотведения (1.1 договора).
01.08.2005 между указанными выше лицами заключен договор N 3 на обеспечение учреждений бюджетной сферы Ольгинского муниципального района услугами водоснабжения и водоотведения; срок действия договоров NN 2 и 3 установлен с 01.08.2005 по 30.04.2009.
В период с января по август 2007 года предприниматель оказывал населению муниципального района обусловленные договорами услуги, руководствуясь при этом тарифом, утвержденным решением Думы Ольгинского муниципального района от 22.12.2006 N 467 и составившим 26,96 руб. за 1 куб.м.
Вместе с тем, согласно экспертному заключению аудиторской компании ЗАО "Дальаудит" от 25.12.2005 экономически обоснованный тариф с учетом применения индекса цен, установленных на 2007 год, составил 43,38 руб.
Отказ Администрации Ольгинского муниципального района в добровольном порядке оплатить межтарифную разницу в размере 2564240 руб. явился основанием для обращения предпринимателя с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование ИП Глазкова В.О., арбитражные суды первой и второй инстанций, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, дав им оценку по правилам статьи 71 АПК РФ, а также проверив расчет истца, пришли к выводу об обоснованности заявленного предпринимателем требования.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод арбитражных судов, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства на основании следующего.
Как усматривается из материалов дела, факт оказания в спорный период истцом услуг ответчику последним не оспаривается.
В силу положений абзаца 1 части 1 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
При рассмотрении спора арбитражными судами установлено, что решением Думы Ольгинского муниципального района от 01.11.2007 N 490 (в редакции от 20.12.2007 N 512) утвержден Порядок возмещения выпадающих доходов (в том числе истцу) в связи с применением государственных регулируемых цен на водоснабжение.
Судами также установлено, что во исполнение пункта 4 указанного выше Порядка предприниматель письмом от 10.12.2007 N 113 направил в адрес Управления финансов Ольгинского муниципального района расчет на возмещение выпадающих доходов (т.1 л.д.47).
Вместе с тем, каких - либо изменений в местный бюджет до окончания финансового года (2007) представительным органом местного самоуправления внесено не было. Письмом от 26.05.2008 N 642-1/7 ответчик в ответе на запрос истца сообщил о готовности погашения спорной суммы при поступлении дополнительных средств в муниципальный бюджет.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 настоящего Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании приведенных выше норм права арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что органами местного самоуправления при установлении в спорный период тарифов не установлен порядок и источники их возмещения, допустив тем самым неправомерное бездействие.
В результате разницы между тарифами, утвержденными органом местного самоуправления и определенными экспертным заключением по результатам финансовой экспертизы экономического обоснования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения от 27.12.2005, у ИП Глазкова В.О. возникли убытки в виде неполученных доходов.
Таким образом, установив бездействие Администрации Ольгинского муниципального района по возмещению истцу межтарифной разницы, размер понесенных убытков и наличие причинно - следственной связи между бездействиями ответчика и понесенными убытками, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о доказанности состава правонарушения, являющегося основанием для взыскания убытков.
Доводы заявителя жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, фактически сводятся к переоценке доказательств, установленных апелляционным судом, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах основания для отмены состоявшихся по делу решения и постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 06.11.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по делу N А51-9637/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений абзаца 1 части 1 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
...
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 настоящего Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 июля 2009 г. N Ф03-3237/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании