Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 июля 2009 г. N Ф03-3161/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края - Сутурин О.Б., заместитель начальника инспекции, доверенность от 11.01.2009 N 01-31/7 от отделения по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю - Федоров А.В., заместитель начальника юридического отдела, доверенность от 16.02.2009 N 01-31/324 от заинтересованных лиц: от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю - Бегун В.В., специалист-эксперт, доверенность от 02.03.2009 N 12юр/81/44441-08, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю на решение от 27.11.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2009, по делу N А73-10686/2008 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края к отделению по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, заинтересованные лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, администрация г. Хабаровска об оспаривании действий по возврату без исполнения постановления от 20.06.2007 N 432/07-Ю и обязании отделения казначейства принять постановление к исполнению.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2009 г.
Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края (далее - жилищная инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий отделения по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - отделение УФК, казначейство) по возврату без исполнения постановления от 20.06.2007 N 432/07-Ю, о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40000 руб. и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия к исполнению указанного постановления.
Решением суда от 27.11.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2009, заявленные требования удовлетворены.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю), которое просит решение и постановление судов отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы, поддержанной представителем в заседании суда кассационной инстанции, ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю указывает на то, что судами не обоснована обязанность казначейства принимать к исполнению исполнительные документы, неуказанные в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - БК РФ). Также считает, что производство по делу подлежит прекращению ввиду истечения срока давности, предусмотренного статьей 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Кроме того указывает, что постановление инспекции не могло быть исполнено в связи с нарушением срока предъявления его к исполнению и отсутствием открытых в отделении УФК лицевых счетов администрации г. Хабаровска.
Заявитель в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в заседании суда кассационной инстанции против доводов, изложенных в жалобе, возражают, считают состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными.
Казначейство отзыв не представило, его представитель в судебном заседании суда кассационной инстанции доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддерживают, считают принятые судебные акты подлежащими отмене.
Администрация г. Хабаровска отзыв на кассационную жалобу не представила, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения жалобы, однако явку своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не обеспечила.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 20.06.2007 заявителем вынесено постановление о привлечении ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.
На основании указанного постановления отделом судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска 22.11.2007 в отношении ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю возбуждено исполнительное производство N 1/3248/100/3/2007 о взыскании административного штрафа.
Службой судебных приставов 10.07.2008 постановление о привлечении к административной ответственности от 20.06.2007 N 432/07-Ю возвращено заявителю в связи с окончанием исполнительного производства по причине невозможности взыскания, поскольку должник является бюджетной организацией, имеющей счета в Федеральном казначействе, полномочиями на взыскание с которых служба судебных приставов не обладает.
Данное постановление жилищная инспекция 01.08.2008 направила на исполнение в отделение УФК, однако уведомлением от 12.08.2008 постановление казначейством возвращено без исполнения в связи с непредставлением исполнительного листа и копии судебного акта, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Жилищная инспекция, не согласившись с действиями казначейства по возвращению без исполнения указанного постановления, обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях являются исполнительными документами.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ.
Названные правовые позиции изложены в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение".
В силу статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Согласно подпункту 5 пункта 1 и подпункта 4 пункта 2 статьи 14 Закона об исполнительном производстве постановления административных органов по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления.
В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (пункт 3 статьи 15 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Как следует из материалов дела последним, не подлежащим обжалованию судебным решением по вопросу наложения штрафа является постановление суда кассационной инстанции (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.12.2007 N Ф03-А73/07-2/5840), следовательно, постановление жилищной инспекции вступило в законную силу - 27.12.2007, срок приведения постановления о назначении административного наказания в исполнение истекал 27.12.2008, в службу судебных приставов постановление предъявлено 20.11.2007, возвращено - 10.07.2008, получено жилищной инспекцией - 23.07.2008, в отделение УФК направлено 01.08.2008.
Суды первой и апелляционной инстанции, сославшись на статью 31.2, часть 1 статьи 31.9 КоАП РФ, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2007 N 41 "О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушения" правильно указали, что заявителем сроки предъявления и приведения постановления о назначении административного наказания в исполнение не нарушены.
В силу пункта 3 статьи 241.1 БК РФ отсутствие у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не отнесено к основаниям возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод об отсутствии у отделения УФК оснований для возвращения постановления жилищной инспекции.
Доводы ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю, приведенные в кассационной жалобе, явились предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая, основанная на положениях статьи 71 АПК РФ, правовая оценка.
Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, согласно статье 286 АПК РФ, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.11.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2009 по делу N А73-10686/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела последним, не подлежащим обжалованию судебным решением по вопросу наложения штрафа является постановление суда кассационной инстанции (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.12.2007 N Ф03-А73/07-2/5840), следовательно, постановление жилищной инспекции вступило в законную силу - 27.12.2007, срок приведения постановления о назначении административного наказания в исполнение истекал 27.12.2008, в службу судебных приставов постановление предъявлено 20.11.2007, возвращено - 10.07.2008, получено жилищной инспекцией - 23.07.2008, в отделение УФК направлено 01.08.2008.
Суды первой и апелляционной инстанции, сославшись на статью 31.2, часть 1 статьи 31.9 КоАП РФ, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2007 N 41 "О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушения" правильно указали, что заявителем сроки предъявления и приведения постановления о назначении административного наказания в исполнение не нарушены.
В силу пункта 3 статьи 241.1 БК РФ отсутствие у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не отнесено к основаниям возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 июля 2009 г. N Ф03-3161/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании