Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "Сервис" - Кобзев А.А., представитель по доверенности от 02.12.2008 N 0212, от Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области - Кунгурцева Т.В., представитель по доверенности от 06.05.2009 N 01-11/702, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области на решение от 18.05.2009 по делу N А04-745/2009 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервис" к Управлению государственного заказа и государственного регулирования цен и тарифов Амурской области с участием прокуратуры Амурской области, 3-е лицо: ООО "Амуринжиниринг", об оспаривании нормативного правового акта.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, уточнив заявленные требования, о признании недействующими подпунктов 16.1, 16.2, 16.3 приложения N 2 к приказу Управления государственного заказа и государственного регулирования тарифов Амурской области (далее - управление) от 01.12.2008 N 121 д/т.
Определением от 16.03.2009 по ходатайству Управления государственного заказа и государственного регулирования тарифов Амурской области в соответствии со Арбитражного процессуального кодекса, арбитражный суд заменил ненадлежащего ответчика - Управление государственного заказа и государственного регулирования тарифов Амурской области, на надлежащего - Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее -управление).
В порядке Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила прокуратура Амурской области.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Амуринжиниринг".
Решением суда от 18.05.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме: подпункты 16.1, 16.2, 16.3 приложения N 2 к приказу Управления государственного заказа и государственного регулирования тарифов Амурской области от 01.12.2008 N 121-д/т "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями на 2008 год; об утверждении тарифов на тепловую энергию отпускаемую энергоснабжающими организациями на 2009 год" признаны недействующими как несоответствующими пункту 22 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования).
Законность принятого судебного акта проверяется по кассационной жалобе управления, поддержанной ее представителем в судебном заседании суда кассационной инстанции, которые просят решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает что, поскольку общество не представило в установленный срок - 01.05.2008 года, предшествующего периоду регулирования утвержденные нормативы (они были утверждены приказом Минэнерго России только 01.09.2008), поэтому предельные уровни роста тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом на 2009 год, были определены в рамках установленного приказом ФСТ России предельного уровня роста тарифа на тепловую энергию в среднем по Амурской области в следующих размерах: котельная с.Козмодемьяновка - 113,8%, котельная с.Лазаревка - 113,4%, котельная с.Придорожное - 113,0%. В случае представления утвержденного Минэнерго России приказа об утверждении нормативов удобного расхода топлива в управление до 01.05.2008 перельные уровни роста тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом на 2009 год, были бы определены в следующих размерах: котельная с.Козьмодемьяновка - 117,1%, котельная с. Лазаревка - 116,3%, котельная с. Придорожное -114,5%.
Из вышеизложенного следует, что если бы управление при расчете и утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом, использовало приказ Минэнерго России об утверждении нормативов удельного расхода топлива от 01.09.2008 N 53, то размеры тарифов превысили бы утвержденный приказом ФСТ России от 08.08.2008 N 136-э/2 предельный уровень роста тарифов.
Общество в отзыве и его представитель в суде кассационной инстанции против отмены решения суда возражают, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Прокуратура Амурской области и ООО "Амуринжиниринг" отзывы на кассационную жалобу не представили; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы участия в судебном разбирательстве по делу не принимали.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей общества и управления, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Из материалов дела следует, что оспариваемыми пунктами приказа управления утверждены тарифы на тепловую энергию в виде горячей воды для котельных общества в селах Лазаревка, Козьмодемьяновка, Придорожное. В ходе проведения процедуры утверждения тарифов общество представило управлению норматив удельного расхода топлива, утвержденный Минэнерго России от 01.09.2008 N53. Между тем, управлением самостоятельно рассчитан указанный норматив, что привело к их снижению для котельной с.Козьмодемьяновки на 38%, для котельной с.Лазаревка на 16% и для котельной с.Придорожное на 18%. При утверждении тарифов на тепловую энергию на 2009 год управлением учтены самостоятельно рассчитанные тарифы.
Не согласившись с утвержденными тарифами, общество обратилось в арбитражный суд, который на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, и правомерно признал оспариваемые подпункты приложения N2 к приказу управления от 01.12.2008 N121 д/т недействующими. При этом арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе: нормативов удельного расхода топлива (за исключением ядерного), дифференцированных по типам генерирующего оборудования и видам топлива, на производство 1 киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам; цен на топливо, определяемых в соответствии с пунктом 36 настоящего документа; определяемой в установленном порядке потребности в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, включая создание на них страхового запаса ядерного топлива; расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры его использования, сложившейся за последние 3 года; нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Министерство энергетики Российской Федерации образовано в соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы систем и структуры Федеральных органов исполнительной власти".
Пунктом 4.2.2 Положения о Минэнерго России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N400, на Министерство энергетики Российской Федерации возложены функции по принятию нормативных правовых актов, касающихся нормативов удельного расхода топлива.
Приказом Минэнерго России от 01.09.2008 N 54 утверждено Положение о комиссии по утверждению нормативов удельного расхода топлива, нормативов создания запасов топлива, нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии. В обязанности комиссии вменены: подготовка документов и материалов, поступивших в Министерство от организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, организация работ и проведение экспертизы указанных документов и материалов, а также предложения по утверждению нормативов.
Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрена возможность использования при расчетах тарифов экспертные оценки, основанные на отчетных данных организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов.
Таким образом, утверждение нормативов удельного расхода топлива отнесено к исключительной компетенции Министерства энергетики Российской Федерации. Следовательно, вывод арбитражного суда о превышении управлением своих полномочий, в виде самостоятельного установления для общества норматива удельного расхода топлива, является правомерным.
Общество представило документы для установления тарифов на 2009 год 12.05.2008. Дело об установлении тарифов на тепловую энергию для общества было открыто 13.10.2008 (извещение об открытии дела N 01-13/2657 от 14.10.2008), то есть спустя пять месяцев после регистрации материалов, представленных ООО "Сервис", и приказа Минэнерго России N 53 от 01.09.2008, которым были утверждены нормативы удельного расхода условного топлива.
Таким образом, арбитражным судом установлено и не оспаривается управлением, что при рассмотрении дела об установлении тарифов на тепловую энергию для общества, нормативы удельного расхода топлива, утвержденные Минэнерго России, были представлены в управление и, следовательно, должны были быть учтены при установлении тарифов на 2009 год, чего управлением сделано не было.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что если бы управление при расчете и утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом, использовало приказ Минэнерго России об утверждении нормативов удельного расхода топлива от 01.09.2008 N 53, то размеры тарифов превысили бы утвержденный приказом ФСТ России от 08.08.2008 N 136-э/2 предельный уровень роста тарифов, является необоснованным в силу следующего.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.08.2008 N 136-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (в том числе предельных уровней тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанции, осуществляемыми производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в среднем по субъектам Российской Федерации на 2009 год" установлен предельный максимальный уровень тарифа для Амурской области - 117,9%.
В случае, если бы управление при установлении тарифов на тепловую энергию для общества определило расходы на топливо на основе нормативов удельного расхода топлива, утвержденных Минэнерго России, предельные уровни роста тарифов на тепловую энергию для общества составили бы: с.Козьмодемьяновка - 117,1%, котельная с.Лазаревка -116,3%, котельная с.Придорожное -114,5%. Рост тарифа на 2009 год для общества составил в среднем 113,4 %, тогда как в целом для Амурской области предельный уровень тарифа установлен 117,9%.
Таким образом, размеры тарифов, которые должны были быть установлены управлением с учетом нормативов удельного расхода топлива, утвержденных в установленном законом порядке, никак бы не превысили предельный уровень роста тарифов для Амурской области на 2009 год.
Учитывая вышеизложенное, управление, в нарушение норм действующего законодательства, самостоятельно рассчитало и установило для общества нормативы удельного расхода условного топлива при установлении тарифов на 2009 год, что привело к их необоснованному снижению, в то время как указанные нормативы утверждаются Минэнерго России.
Следовательно, в результате допущенных нарушений при установлении тарифа были затронуты права и законные интересы общества в осуществлении экономической деятельности - основного вида деятельности, связанного с производством и передачей тепловой, энергии предназначенной для широкого круга лиц - потребителей тепловой энергии, поскольку установленный тариф являлся обязательным к применению в расчетах с потребителями.
Иные доводы кассационной жалобы также являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана правильная правовая оценка на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда, правильно применившего нормы материального и процессуального права, и для удовлетворения кассационной жалобы, учитывая, что ее доводы направлены на переоценку исследованных судом доказательств дела и установленных на их основе обстоятельств, следовательно, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такие доводы подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.05.2009 по делу N А04-745/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минэнерго России от 01.09.2008 N 54 утверждено Положение о комиссии по утверждению нормативов удельного расхода топлива, нормативов создания запасов топлива, нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии. В обязанности комиссии вменены: подготовка документов и материалов, поступивших в Министерство от организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, организация работ и проведение экспертизы указанных документов и материалов, а также предложения по утверждению нормативов.
Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрена возможность использования при расчетах тарифов экспертные оценки, основанные на отчетных данных организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов.
...
Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.08.2008 N 136-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (в том числе предельных уровней тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанции, осуществляемыми производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в среднем по субъектам Российской Федерации на 2009 год" установлен предельный максимальный уровень тарифа для Амурской области - 117,9%."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 июля 2009 г. N Ф03-3484/2009 "Арбитражный суд пришел к выводу о несоответствии нормативного акта действующему законодательству, поскольку при установлении тарифов на 2009 г. не были учтены нормативы удельного расхода топлива, утвержденные Министерством энергетики Российской Федерации"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", октябрь-декабрь 2009 г., N 5-6
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании