Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 июля 2009 г. N Ф03-3559/2009
по делу А59-3573/2008
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 марта 2010 г. N 15187/09 изменено в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области о доначислении налога на прибыль, начислении соответствующих сумм пеней и привлечении к налоговой ответственности за неуплату этого налога. В этой части в удовлетворении требования муниципального унитарного предприятия "Жилищный производственно-эксплуатационный трест" городского округа "Город Южно-Сахалинск" отказано
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: МУП "Ж" городского округа "Город Южно-Сахалинск" - Озеров Т.Л., представитель по доверенности б/н от 01.04.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области на решение от 30.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 по делу N А59-3573/2008 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению муниципального унитарного предприятия "Ж" городского округа "Город Южно - Сахалинск" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области, 3-е лицо: управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области, о признании недействительным решения N 12-21/253 от 28.08.2008.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2009 г.
Муниципальное унитарное предприятие "Ж" городского округа "Город Южно - Сахалинск" (далее - МУП "ЖПЭТ" ГО "Город Южно-Сахалинск", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным решения N 12-21/253 от 28.08.2008 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция, налоговый орган).
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (далее - управление).
Решением суда от 30.12.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе управления, которое просит их отменить в части налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (далее - НДС), сославшись на нарушение судами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и принять по делу новый судебный акт об отказе предприятию в удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что судами не исследованы должным образом представленные налоговыми органами доказательства и им не дана надлежащая оценка.
Инспекция в отзыве на жалобу поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе управления, в полном объеме.
Предприятие в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклоняют и просят принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Управление и инспекция, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участие своих представителей в судебном заседании не обеспечили.
Управление письмом от 15.07.2009 N 04-13/05453 заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, выслушав мнение представителя предприятия, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу УФНС России по Сахалинской области не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка МУП "ЖПЭТ" ГО "Город Южно-Сахалинск" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2004 по 31.10.2007,0 чем составлен акт проверки N 12-21/213 от 16.07.2008, по результатам рассмотрения которого налоговым органом 20.08.2008 принято решение N 12-21/253 о привлечении предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль за 2004 год в виде взыскания штрафа в сумме 5115752,60 руб.
Одновременно налогоплательщику предложено уплатить неполностью уплаченные налоги и пени за их несвоевременную уплату:
- налог на прибыль в сумме 25578763 руб., пени в сумме 8 341447,61руб.;
- НДС за 2004 год - 9974988 руб., за 2005 год - 12525592 руб., пени - 9310615,66 руб.;
- пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) - 6287641,32 руб.
Общество не согласилось с данным решением и обжаловало его в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным полностью.
В кассационной жалобе УФНС России по Сахалинской области обжалует принятые судебные акты только в отношении налога на прибыль (налог, пени, штраф) и НДС (налог, пени).
Суд кассационной инстанции считает, что жалоба управления удовлетворению не подлежит, так как при вынесении обжалуемых судебных актов суды обеих инстанций исходили из следующего.
В отношении налогооблагаемой прибыли за 2004 год суды признали обоснованным невключение предприятием в состав доходов полученных из местного бюджета по коду экономической классификации 130130 "Субсидии на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)" денежных средств в сумме 109885836,67 руб., выделенных с целью покрытия убытков в связи с применением государственных регулируемых цен на коммунальные услуги, предоставляемые гражданам, и использованных предприятием по целевому назначению, в том числе для оплаты по гражданско-правовым договорам приобретаемой тепловой энергии (отопление, горячее водоснабжение), питьевой воды. При этом суды руководствовались подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в соответствии с которым при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Доказательства нецелевого использования предприятием выделенных субсидий и получения в результате этого экономической выгоды, а также фактов применения к предприятию мер бюджетной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств налоговыми органами не представлено.
Что касается довода заявителя жалобы о неправомерном невключении предприятием в налоговую базу при исчислении НДС бюджетных ассигнований за 2004 год в сумме 240700275 руб., за 2005 год - 86022211 руб., что привело к неполной уплате данного налога за спорные налоговые периоды, то суд кассационной инстанции считает, что для урегулирования спорных правоотношений суды правомерно руководствовались положениями статей 146, 154 НК РФ, в соответствии с которыми объектом обложения НДС признаются операции реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (статья 146).
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ, действовавшей в спорные налоговые периоды) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Поскольку в 2004-2005 годах МУП "ЖПЭТ" ГО "Город Южно-Сахалинск" предоставляло коммунальные услуги отдельным категориям граждан с учетом льгот (скидок к цене), предоставленных им федеральными законами, и стоимость данных услуг, с учетом льгот, являлась фактической ценой их реализации, то арбитражные суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу, что указанные выше суммы, выделенные предприятию из бюджета на покрытие убытков, связанных с применением пониженных цен на предоставляемые коммунальные услуги, не подлежат включению в налоговую базу по НДС.
В связи с тем, что доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, а выводы судами сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, то у суда кассационной инстанции, в силу АПК РФ, отсутствуют правовые основания для переоценки установленных обстоятельств и отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 по делу N А59-3573/2008 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Что касается довода заявителя жалобы о неправомерном невключении предприятием в налоговую базу при исчислении НДС бюджетных ассигнований за 2004 год в сумме 240700275 руб., за 2005 год - 86022211 руб., что привело к неполной уплате данного налога за спорные налоговые периоды, то суд кассационной инстанции считает, что для урегулирования спорных правоотношений суды правомерно руководствовались положениями статей 146, 154 НК РФ, в соответствии с которыми объектом обложения НДС признаются операции реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (статья 146).
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ, действовавшей в спорные налоговые периоды) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июля 2009 г. N Ф03-3559/2009 по делу А59-3573/2008
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 марта 2010 г. N 15187/09 изменено в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области о доначислении налога на прибыль, начислении соответствующих сумм пеней и привлечении к налоговой ответственности за неуплату этого налога. В этой части в удовлетворении требования муниципального унитарного предприятия "Жилищный производственно-эксплуатационный трест" городского округа "Город Южно-Сахалинск" отказано
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании