Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 июля 2009 г. N Ф03-3569/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: фермерского крестьянского хозяйства "Ранчо" - Кузнецов А.Ф., глава хозяйства по приказу от 18.01.1995 N 1, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу фермерского крестьянского хозяйства "Ранчо" на решение от 05.05.2009 по делу N А59-203/2009 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению фермерского крестьянского хозяйства "Ранчо" к Управлению Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009г. Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2009 г.
Фермерское крестьянское хозяйство "Ранчо" (далее - ФКХ "Ранчо") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, с учетом уточнения, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области (далее - УФРС по Сахалинской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки, образованные путем деления земельного участка с кадастровым номером 65:01:0403002:0110, оформленного письмами от 31.12.2008 NN 01/037/2008-603,602,605,604; 01/040/2008-585-588, 590-602, 01/040/2008-925, 926, 927; 01/042/2008-865-917, и об обязании зарегистрировать право собственности на земельные участки, образованные путем разбивки земельного участка с кадастровым номером 65:01:0403002:0110, согласно поданным заявкам.
Решением суда от 05.05.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием оснований для отказа регистрирующего органа в регистрации права собственности на спорные земельные участки, поскольку фермерским хозяйством не представлен документ, подтверждающий изменение вида разрешенного использования земельного участка.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФКХ "Ранчо" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации права собственности на земельные участки, образованные путем деления земельного участка, принадлежащего фермерскому хозяйству, поскольку пунктом 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладателям земельных участков предоставлена возможность самостоятельного выбора вида разрешенного использования земельных участков без дополнительных разрешений и согласования. Фермерское хозяйство не согласно с выводом суда о необходимости решения органа местного самоуправления об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем фермерского хозяйства в судебном заседании.
УФРС по Сахалинской области надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило. В отзыве на жалобу доводы кассационной жалобы отклонены, принятое по делу судебное решение предложено оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя ФКХ "Ранчо", проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФКХ "Ранчо" на праве собственности принадлежит земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, назначение: земли поселений, площадью 97279 кв.м., расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, южнее объездной дороги на участке Большая Елань - Троицкое, кадастровый номер 65:01:0403002:0110, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 07.06.2004 серия 65-АА N 061458 и свидетельство о праве собственности на землю от 20.01.1995 серия РФ IV-65-2 N 678880.
В связи с преобразованием данного земельного участка в 77 земельных участков, фермерское хозяйство 06.11.2008 представило в УФРС по Сахалинской области документы для государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки. К заявлениям о регистрации в качестве правоустанавливающих документов приложены: свидетельство о праве собственности на землю от 20.01.1995 серия РФ IV-65-2 N 678880, кадастровые паспорта вновь образованных земельных участков и приказ от 07.02.2007 N 1 по ФКХ "Ранчо" об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на "для ведения дачного хозяйства".
Письмами от 31.12.2008 NN 01/037/2008-603,602,605,604; 01/040/2008-585-588,590-602, 01/040/2008-925, 926, 927 УФРС по Сахалинской области сообщило заявителю об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки, образованные путем разбивки земельного участка с кадастровым номером 65:01:0403002:0110 по причине непредставления необходимых документов, в том числе акта, разрешающего изменение вида разрешенного использования образованных земельных участков.
ФКХ "Ранчо", полагая, что отказ УФРС по Сахалинской области не соответствует требованиям статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) и нарушает его права и законные интересы, обратилось арбитражный суд с настоящим заявлением.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как необоснованные.
В силу части 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены категории, подразделяющие земли Российской Федерации по целевому назначению. В силу пункта 2 данной нормы правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Как установлено судом, принадлежащий фермерскому хозяйству земельный участок, площадью 97279 кв.м., кадастровый номер 65:01:0403002:0110, отнесен к категории "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85).
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на территории города г. Южно-Сахалинска, на другой вид такого использования до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки, в силу названной нормы права, входит в компетенцию главы местной администрации.
Установив, что заявителем в регистрирующий орган представлен приказ от 07.02.2007 N 1, которым ФКХ "Ранчо" самостоятельно изменило вид разрешенного использования земельного участка площадью 97279 кв.м., кадастровый номер 65:01:0403002:0110 с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на использование "для ведения дачного хозяйства" без решения уполномоченного органа об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, суд правомерно сделал вывод о том, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на земельные участки, образованные путем деления земельного участка с кадастровым номером 65:01:0403002:0110, соответствует установленным по делу обстоятельствам, требованиям статей 17, 20 Закона о регистрации.
Довод кассационной жалобы о том, что местной администрацией реализуются полномочия в сфере градостроительной деятельности исключительно в отношении земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, также является необоснованным, поскольку пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что реализация главой местной администрации полномочий по принятию решения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства осуществляется в отношении земельных участков, находящихся в границах территории муниципального образования.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает законные права и интересы заявителя.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных и исследованных арбитражным судом обстоятельств дела, что в силу положений статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.05.2009 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-203/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что заявителем в регистрирующий орган представлен приказ от 07.02.2007 N 1, которым ФКХ "Ранчо" самостоятельно изменило вид разрешенного использования земельного участка площадью 97279 кв.м., кадастровый номер 65:01:0403002:0110 с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на использование "для ведения дачного хозяйства" без решения уполномоченного органа об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, суд правомерно сделал вывод о том, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на земельные участки, образованные путем деления земельного участка с кадастровым номером 65:01:0403002:0110, соответствует установленным по делу обстоятельствам, требованиям статей 17, 20 Закона о регистрации.
Довод кассационной жалобы о том, что местной администрацией реализуются полномочия в сфере градостроительной деятельности исключительно в отношении земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, также является необоснованным, поскольку пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что реализация главой местной администрации полномочий по принятию решения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства осуществляется в отношении земельных участков, находящихся в границах территории муниципального образования."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июля 2009 г. N Ф03-3569/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании