Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 июля 2009 г. N Ф03-3638/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока - гл. специалист 1 разряда правового управления Попова С.Б. по доверенности от 31.12.2008 N 12/6-7690, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока на решение от 17.02.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 по делу N А51-13212/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Зябко Константина Викторовича к Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, третье лицо: Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, об оспаривании бездействия.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2009 г.
Индивидуальный предприниматель Зябко Константин Викторович (далее - ИП Зябко К.В., индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - УМИГА администрации г. Владивостока, исполнительный орган), выразившегося в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка примерной площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Чукотская, 6 на кадастровой карте или кадастровом плане территории, и об обязании утвердить и направить схему расположения спорного земельного участка.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.
Решением суда первой инстанции от 17.02.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Бездействие УМИГА администрации г. Владивостока, выразившееся в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка примерной площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Чукотская. 6 на кадастровой карте или кадастровом плане территории, признано незаконным, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации. Кроме того суд обязал УМИГА администрации г. Владивостока утвердить и направить заявителю схему расположения вышеназванного земельного участка в месячный срок со дня поступления документов, возвращенных письмом от 19.11.2008 N 12606д.
Судебные акты мотивированы тем, что индивидуальный предприниматель представил все необходимые документы, отвечающие требованиям земельного законодательства, а представление каких-либо дополнительных документов, необходимых для изготовления и утверждения границ земельного участка для целей, не связанных со строительством, законодательством не предусмотрено.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе УМИГА администрации г. Владивостока, полагающего, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. При этом, по мнению заявителя кассационной жалобы судами обеих инстанций неверно применены нормы материального права, в связи с чем считает решение от 17.02.2009, постановление от 02.06.2009 подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя.
По мнению исполнительного органа, последний не имел возможности утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте без предоставления ИП Зябко К.В. кадастрового плана земельного участка.
Кроме того УМИГА администрации г. Владивостока полагает, что ответ подготовлен в пределах сроков, предусмотренных законодательством, поскольку обращение Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка ИП Зябко К.В. поступило 15.10.2008, а ответ подготовлен и направлен 19.11.2008. При этом исполнительный орган считает, что применению подлежит статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 17.05.2008. Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем УМИГА администрации г. Владивостока в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Индивидуальный предприниматель и Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав представителя УМИГА администрации г. Владивостока, а также проверив правильность применения судами норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что 26.03.2008 ИП Зябко К.В. обратился в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением, с учетом уточнений, о предоставлении земельного участка площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Чукотская, 6, в аренду сроком на 5 лет, для целей размещения стоянки автотранспорта, не связанных с капитальным строительством.
Письмом от 08.10.2008 N 29/6-18-6911 Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края направил заявление индивидуального предпринимателя со сведениями о земельном участке и топографической съемкой в администрацию г. Владивостока для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории. Копия обращения направлена также ИП Зябко К.В.
19.11.2008 УМИГА администрации г.Владивостока письмом N 12606д сообщило Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края о невозможности рассмотрения обращения об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, в связи с тем, что не приложена схема расположения земельного участка и возвратило представленные документы, проинформировав об этом предпринимателя.
Посчитав, что неутверждение и невыдача исполнительным органом схемы расположения земельного участка в соответствии с действующим законодательством нарушает права и законные интересы ИП Зябко К.В. в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлена процедура предоставления земельных участков из состава государственных или муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела ИП Зябко К.В. обратился в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением от 26.03.2008 о предоставлении в аренду земельного участка с соблюдением порядка, установленного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату подачи заявления, и располагал правом получить ответ в установленный законодательством срок, в связи с чем суды обеих инстанций при разрешении спора обоснованно руководствовались положениями статей Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент подачи заявления ИП Зябко К.В. в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Материалами дела подтверждается, что Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края направил письмом от 08.10.2008 N 29/6-18-6911 заявление индивидуального предпринимателя со сведениями о земельном участке и топографической съемкой в администрацию г. Владивостока для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории. УМИГА администрации г. Владивостока в установленный законом срок не изготовило и не выдало указанные документы, в связи с чем вывод судов обеих инстанций о признании незаконным бездействия исполнительного органа является правильным.
Суды также обосновано отклонили ссылку УМИГА администрации г. Владивостока на обязанность заявителя обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, поскольку положениями пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) такая обязанность не предусмотрена. При этом судами установлено и материалами дела подтверждается, что ИП Зябко К.В. представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, исходя из буквального толкования части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) выполнение кадастровых работ производится после получения заявителем схемы расположения земельного участка.
Учитывая, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.02.2009 и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 по делу N А51-13212/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
...
Суды также обосновано отклонили ссылку УМИГА администрации г. Владивостока на обязанность заявителя обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, поскольку положениями пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) такая обязанность не предусмотрена. При этом судами установлено и материалами дела подтверждается, что ИП Зябко К.В. представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, исходя из буквального толкования части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) выполнение кадастровых работ производится после получения заявителем схемы расположения земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 июля 2009 г. N Ф03-3638/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании