Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 августа 2009 г. N Ф03-3677/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "Сталком" - Ильченко И.Н., представитель по доверенности от 01.07.2009 б/н, Ершова О.В., представитель по доверенности от 27.07.2009 б/н; от Ванинской таможни - Шукшина З.М., представитель по доверенности от 04.02.2009 N 11-12/569, Большаков Е.А., представитель по доверенности от 21.04.2009 N 11-12/2171, Косиченко Э.В., представитель по доверенности от 04.02.2009 N 11-12/566, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сталком" на решение от 27.05.2009 по делу N А73-4028/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сталком" к Ванинской таможне о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2009 г.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Общество с ограниченной ответственностью "Сталком" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий Ванинской таможни (далее - таможня), выразившихся в требовании от 06.03.2009 о предоставлении заключения (решения), выдаваемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, об отнесении декларируемых товаров, не подпадающих под действие запретов и ограничений внешнеторговой деятельности; и требовании от 12.03.2009 о представлении товара в соответствии с требованиями подпункта 6.4 пункта 6 "Радиационный контроль металлолома. Методические указания. МУК 2.6.1.1087-02".
Решением суда от 27.05.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у таможенного органа имелись основания для проведения радиационного контроля вывозимого металлолома, поскольку на момент начала проверки сведений, заявленных при декларировании товара, в таможенном органе отсутствовали данные, однозначно свидетельствующие о соответствии задекларированного товара требованиям радиационной безопасности.
Не согласившись с принятым по делу судебным решением, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителями в судебном заседании, декларант выполнил все необходимые условия для выпуска товара, в связи с чем таможня обязана была разрешить выпуск товара в установленные таможенным законодательством сроки.
Таможенным органом в отзыве на жалобу и ее представителями в судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонены, принятый по делу судебный акт предложено оставить без изменения как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, обществом 05.03.2009 в Ванинскую таможню была подана временная таможенная декларация N 10711020/050309/0000610 на товар - металлолом класса 3-А в виде кусков размером 1200x800x600 мм. и весом не более 650 кг., из черных металлов, общим весом 3100000 кг.
В целях соблюдения условий выпуска товаров таможня направила обществу требование от 06.03.2009 о предоставлении в срок до 18.03.2009 заключения (решения), выдаваемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, об отнесении декларируемых товаров, не подпадающих под действие запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.
Во исполнение данного требования декларант 11.03.2009 представил в таможенный орган санитарно-эпидемиологическое заключение N 27.99.25.570.П.000151.03.09 от 10.03.2009, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю на основании протокола дозиметрических замеров от 02.03.2009 N 190. Согласно указанному заключению лом черных металлов в количестве 3500 тонн соответствует санитарным правилам.
В ходе форматно-логического контроля вывозимого товара таможенным органом были выявлены риски несоблюдения таможенного законодательства, в том числе: задекларированный товар - металлолом весом 3100 тонн не был выделен из общего штабеля металлолома массой 8000 тонн; наличие сведений о превышении уровня радиационного фона относительно естественного фона в месте складирования металлолома; наличие сведений о том, что в период составления протокола дозиметрических исследований от 02.03.2009 грузовые операции в месте складирования штабеля не проводились.
В целях минимизации выявленных рисков таможня приняла решение о проведении таможенного осмотра товара для определения его радиационного фона, в связи с чем 12.03.2009 направила обществу требование о представлении товара в соответствии с требованиями подпункта 6.4 пункта 6 "Радиационный контроль металлолома. Методические указания. МУК 2.6.1.1087-02", а именно: партию металлолома уложить штабелем шириной 2,0-3,0 м. и высотой не более 0,5 м. так, чтобы вдоль боковых сторон штабеля можно было свободно проходить. Площадка должна иметь естественный радиационный фон не более 0,2 мкЗв/ч. До начала измерений должна быть составлена масштабная схема штабеля обследуемого металлолома с нанесенными на нее маршрутными линиями, вдоль которых будут проводиться измерения. Маршрутные линии должны идти вдоль штабеля на расстоянии 0,5-1,0 м. друг от друга.
Полагая, что действия таможни, выраженные в выставлении требований от 06.03.2009 и от 12.03.2009, не соответствуют нормам таможенного законодательства и нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, рассмотрев заявленные требования, на основании полного, всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права.
Порядок периодического временного декларирования товаров предусмотрен статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Вместе с тем в силу пунктов 1 и 2 статьи 137 ТК РФ данный порядок применяется по желанию декларанта, если его применение не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.
В то же время порядок выпуска товаров (глава 16 ТК РФ) установлен законом с учетом как особенностей декларирования, так и необходимости достигнуть целей таможенного контроля.
Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные статьей 152 ТК РФ, при соблюдении, в частности, следующих условий: если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного статьей 154 ТК РФ; если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 149 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями статьи 153 ТК РФ.
При обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным названным Кодексом (пункт 3 статьи 153 ТК РФ).
По смыслу приведенных нормативных положений выпуск товаров сопряжен с определенными результатами таможенного контроля (раздел IV Таможенного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 358 ТК РФ при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
В соответствии со статьей 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.
В соответствии с пунктом 6 статьи 403 ТК РФ одной из функций таможенных органов является пресечение незаконного оборота через таможенную границу радиоактивных веществ.
Как установлено судом, в ходе таможенного контроля вывозимого товара таможенный орган выявил риски несоблюдения таможенного законодательства, в том числе: задекларированный товар - металлолом весом 3100 тонн не был выделен из общего штабеля металлолома массой 8000 тонн; наличие сведений о превышении уровня радиационного фона относительно естественного фона в месте складирования металлолома; наличие сведений о том, что в период составления протокола дозиметрических исследований от 02.03.2009 грузовые операции в месте складирования штабеля не проводились.
Для минимизации указанных рисков таможня запросила у общества заключение (решение) уполномоченного органа об отнесении декларируемого товара к товарам, не подпадающим под действие запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.
В целях подтверждения уровня радиационного фона вывозимого металлолома декларант представил в таможенный орган санитарно-эпидемиологическое заключение N 27.99.25.570.П.000151.03.09 от 10.03.2009, согласно которому лом черных металлов в количестве 3500 тонн соответствует санитарным правилам. Данное заключение выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю на основании протокола дозиметрических замеров от 02.03.2009 N 190, проведенных Центром гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае в Ванинском и Советско-Гаванском районах в соответствии с требованиями "Радиационный контроль металлолома. Методические указания. МУК 2.6.1.1087-02" на товарную партию металлолома в количестве 3500 тонн.
В силу пункта 6.4 названных методических указаний для проведения первого этапа радиационного контроля партия металлолома должна быть идентифицирована, т.е. на нее должен быть составлен документ, в котором указаны вид, количество и габариты партии металлолома, а также реквизиты его предполагаемого получателя. Металлолом необходимо уложить штабелем шириной 2,0-3,0 м и высотой не более 0,5 так, чтобы вдоль боковых сторон штабеля можно было свободно проходить. Площадка должна иметь естественный радиационный фон не более 0,2 мкЗв/ч. До начала измерений должна быть составлена масштабная схема штабеля обследуемого металлолома с нанесенными на нее маршрутными линиями, вдоль которых будут проводиться измерения. Маршрутные линии должны идти вдоль штабеля на расстоянии 0,5-1,0 м друг от друга.
Полагая, что факт соблюдения названных методических указаний при проведении дозиметрических замеров не нашел подтверждения, таможенный орган с учетом того, что при формировании общего штабеля металлолома его первичный радиационный контроль не проводился в связи с отсутствием в районе порта стационарной системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов типа "Янтарь", счел необходимым осуществить радиационный контроль задекларированной партии металлолома, поскольку грузовые операции по распределению штабеля лома черных металлов массой 8000 тонн, складированного навалом на территории причала N 11 ОАО "Ванинский морской порт", не проводились и исследуемый металлолом массой 3500 тонн из общего штабеля не выделялся.
Кроме того, задекларированный товар - лом черных металлов весом 3100 тонн, не был идентифицирован и выделен из общего штабеля металлолома, в связи с чем не представлен обществом к таможенному контролю.
При таких обстоятельствах арбитражный суд, установив наличие у таможни оснований для проведения радиационного контроля задекларированного металлолома имеющимися средствами, пришел к правильному выводу о том, что действия таможни, выраженные в выставлении требований от 06.03.2009 и от 12.03.2009, соответствуют нормам таможенного законодательства.
Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, выводов арбитражного суда не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимной связи, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого по делу судебного решения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.05.2009 по делу N А73-4028/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1 и 2 статьи 358 ТК РФ при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
В соответствии со статьей 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.
В соответствии с пунктом 6 статьи 403 ТК РФ одной из функций таможенных органов является пресечение незаконного оборота через таможенную границу радиоактивных веществ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 августа 2009 г. N Ф03-3677/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании