Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 августа 2009 г. N Ф03-3674/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 26.03.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по делу N А04-8729/2008 Арбитражного суда Амурской области, по иску Серышевской квартирно-эксплуатационной части к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, 3-й лица: Министерство финансов Амурской области, администрация Серышевского района, финансовое управление администрации Серышевского района, отдел образования администрации Серышевского района, отдел культуры администрации Серышевского района, о взыскании 3963822 руб. 56 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2009 г.
Серышевская квартирно- эксплуатационная часть обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании расходов, образовавшихся в результате предоставления гражданам - педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности льгот по оплате коммунальных услуг за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 в 1676361 руб. 79 коп. (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Амурской области, администрация Серышевского района, финансовое управление администрации Серышевского района, отдел образования администрации Серышевского района, отдел культуры администрации Серышевского района.
Решением от 26.03.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ на основании того, что расходные полномочия Российской Федерацией не исполнены, так как в федеральном бюджете субвенции в бюджеты субъектов РФ на реализацию льгот по Закону РФ "Об образовании" не предусмотрены.
Законность судебных актов проверяется по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит их отменить и в иске к нему отказать.
По мнению заявителя жалобы, компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, должна осуществляться за счет средств областного бюджета, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, во исполнение Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон об образовании) и Закона Амурской области от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" Серышевская КЭЧ в период с 01.12.2006 по 31.12.2007 предоставляла льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности Серышевского района по заключенным договорам: - от 01.01.2007 б/н с муниципальным общеобразовательным учреждением Основная общеобразовательная школа ст. Арга;
-от 01.01.2007 б/н с муниципальным общеобразовательным учреждением Средняя общеобразовательная школа с. Украинка;
-от 01.01.2006 б/н и от 01.01.2007 б/н с муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей Детская музыкальная школа пгт. Серышево;
-от 01.01.2006 б/н и от 01.01.2007 б/н с муниципальным общеобразовательным учреждением Средняя общеобразовательная школа N 1 пгт. Серышево;
-от 01.01.2006 б/н и от 01.01.2007 б/н с муниципальным дошкольным образовательным учреждением Детский сад N 6 пгт. Серышево; - от 01.01.2006 б/н и от 01.01.2007 б/н с муниципальным дошкольным образовательным учреждением Детский сад N 7 пгт, Серышево; - от 01.01.2006 б/н и от 01.01.2007 б/н с муниципальным общеобразовательным учреждением Средняя общеобразовательная школа N 2 пгт. Серышево;
-от 01.01.2007 с муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей районный Центр детского творчества пгт. Серышево;
-от 30.12.2005 б/н и от 01.01.2007 б/н с муниципальным общеобразовательным учреждением Средняя общеобразовательная школа с. Белоногово;
-от 01.01.2006 б/н и от 01.01.2007 с муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей Серышевская районная станция юных натуралистов.
Педагогическим работникам муниципального общеобразовательного учреждения Основная общеобразовательная школа ст. Арга в 2006 году льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставлены без заключения письменного договора.
Всего за спорный период педагогическим работникам, проживающим и работающим в Серышевском районе, оказано коммунальных услуг на сумму 1676361 руб. 79 коп., в том числе в 2006 году - 405607 руб. 10 коп., в 2007 году - 1270754 руб. 69 коп.
В связи с невозмещением истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов указанных расходов по предоставлению льгот педагогическим заявлены настоящие исковые требования.
Наличие и размер задолженности подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и сторонами не оспариваются.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и работающие педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно ФЗ "Об образовании".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предмету совместного ведения исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Судом установлено, что на оказание мер социальной поддержки педагогическим работникам в 2006 и в 2007 годах из средств областного бюджета Серышевскому району выделены денежные средства в размере 7610 тыс. рублей в 2006 году и 15093 тыс. рублей в 2007 году. Однако выделенные средства не обеспечили фактическую потребность в них организаций Серышевского района, задолженность на 01.01.08 по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам, составила 1676361 руб. 79 коп.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Серышевского района, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 1676361 руб. 79 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.
Судом правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права, подлежащие применению, поэтому судебные акты отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.03.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по делу N А04-8729/2008 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
...
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Серышевского района, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 1676361 руб. 79 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 августа 2009 г. N Ф03-3674/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании