Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации г.Благовещенска, индивидуального предпринимателя Архипова Э.А. на решение от 18.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 по делу N А04-2040/2010 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Э.А. к администрации г.Благовещенска, третьи лица: открытое акционерное общество "АКС" "Амурводоканал", о признании незаконным отказа в выборе земельного участка.
Резолютивная часть постановления от 14 декабря 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Архипов Э.А. обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации г.Благовещенска в выборе земельного участка, изложенного в письме от 02.04.2010 N 437/19, по его заявлению вх. N 4840з от 04.06.2009, как несоответствующего ЗК РФ и ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "АКС" "Амурводоканал".
Решением суда от 18.06.2010 заявленные требования удовлетворены; отказ администрации г.Благовещенска в выборе земельного участка для строительства, выраженный в письме от 02.04.2010 N 437/19 по заявлению (вх.N 4840з от 04.06.2009), признан незаконным, не соответствующим ЗК РФ; суд обязал администрацию в месячный срок с момента принятия решения с участием предпринимателя Архипова Э.А. обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов, указанных в заявлении предпринимателя вх. N 4840з от 04.06.2009, и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельных участков оформить актом о выборе земельного участка для строительства. Акт выбора выдать предпринимателю. Об исполнении решения суда сообщить в Арбитражный суд Амурской области.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 решение изменено; из резолютивной части решения суда исключено указание на срок обеспечения выбора земельных участков; в остальной части решение оставлено без изменения.
На состоявшиеся судебные акты поданы кассационные жалобы от: администрации г.Благовещенска, предпринимателя Архипова Э.А.
В кассационной жалобе администрация г.Благовещенска просит отменить решение, постановление как несоответствующие нормам права. Полагает, что судами не принята во внимание схема расположения спорного земельного участка, рассмотренная комиссией по выбору земельных участков; на схеме отображены подземные инженерные сети. Настаивает, что земельный участок расположен на подземной линии водопровода.
В кассационной жалобе предприниматель Архипов Э.А. просит отменить постановление от 06.09.2010 в части исключения из резолютивной части решения указания на срок обеспечения выбора земельного участка как несоответствующее ст. 201 АПК РФ, ст. 12 ФЗ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан РФ".
В отзыве на кассационную жалобу администрация г.Благовещенска считает доводы жалобы предпринимателя несостоятельными, просит оставить ее без удовлетворения. В отзыве на кассационную жалобу ИП Архипов Э.А. считает доводы жалобы администрации не соответствующими обстоятельствам дела и нормам закона, просит оставить ее без удовлетворения.
В порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, в судебном заседании объявлялся перерыв до 12 часов 30 минут 14.12.2010.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, при этом о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. От ИП Архипова Э.А. поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационных жалоб, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими изменению на основании п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Архипов Э.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждено соответствующим свидетельством.
Предприниматель Архипов Э.А. обратился в Министерство имущественных отношений Амурской области с заявлением (вх. N 4840з от 04.06.2009) о выборе земельного участка размером 20м*15м, расположенного в районе ул.Горького, 90 в г.Благовещенске, с целью размещения и строительства гаражей боксового типа на земельном участке, приложив схему их размещения.
В рамках дела N А04-6562/2009 Арбитражного суда Амурской области предпринимателем обжалован отказ в выборе испрашиваемого земельного участка по его заявлению (вх.N 4840з от 04.06.2009). Вступившим в законную силу решением суда признан незаконным отказ администрации г.Благовещенска, оформленный письмом от 20.07.2009 N497/19. Суд обязал администрацию г.Благовещенска повторно рассмотреть вопрос о выборе земельного участка по заявлению предпринимателя (вх. N 4840з от 04.06.2009).
Письмом от 02.04.2010 N 437/19 администрация г.Благовещенска сообщила предпринимателю, что оснований для завершения процедуры выбора земельного участка для размещения гаражей по названному адресу не имеется, сославшись на заключение от 10.03.2010 N 147/09; информацию филиала ОАО АКС "Амурводоканал" от 10.03.2010, СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Предприниматель, полагая, что данное письмо от 02.04.2010 N 437/19 фактически направлено на отказ в выборе земельного участка, и, считая такой отказ незаконным, нарушающим его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установлено, что испрашиваемый земельный участок, расположенный в г.Благовещенске в районе ул. Горького, 90, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно абз. 3 п. 10 ст. 3 ФЗ N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
Законом Амурской области от 29.12.2008 N 166-ФЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области", в редакции, действующей на момент разрешения спора (закон Амурской области от 26.06.2009 N 221-ОЗ), установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории г.Благовещенска, осуществляется органом местного самоуправления при решении вопроса, в том числе о предоставлении земельных участков для строительства закрытых стоянок для хранения автотранспорта (гаражей).
Поскольку ответ предпринимателю по его заявлению направлен администрацией г.Благовещенска, полномочной, в свою очередь, решать соответствующие вопросы, последняя является надлежащим ответчиком по заявлению предпринимателя.
Как установлено из заявления предпринимателя, его требование о выборе земельного участка, оформлении акта выбора земельного участка, согласовании места размещения объекта и принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду связано с размещением и строительством гаражей боксового типа на земельном участке размером 20м*15м в районе ул.Горького, 90 в г.Благовещенске; приложена схема расположения гаражей.
Суд первой инстанции, признавая незаконным отказ администрации г.Благовещенска в выборе земельного участка для строительства гаражей, выраженный в письме от 02.04.2010 N 437/19, исходил из того, что администрация, отказывая в выборе земельного участка, не представила доказательств наличия препятствий для соответствующего выбора, не определила варианты размещения объекта, не рассмотрела возможность корректировки данных предпринимателя по размеру или месту размещения земельных участков. Судом со ссылкой на ст. 69 АПК РФ принято во внимание вступившее в законную силу решение суда в рамках дела N А04-6562/2009, которым признан незаконным отказ администрации в выборе предпринимателем этого же земельного участка, поскольку нарушены положения Регламента комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории МО г.Благовещенск, утвержденного постановлением мэра г.Благовещенска от 16.03.2009 N 422.
При этом суд обязал администрацию в месячный срок с момента принятия решения с участием предпринимателя Архипова Э.А. обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов, указанных в заявлении предпринимателя вх. N 4840з от 04.06.2009, и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельных участков оформить актом о выборе земельного участка для строительства. Акт выбора выдать предпринимателю. Об исполнении решения сообщить в Арбитражный суд Амурской области.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа администрации в выборе земельного участка, в части обязанности администрацию обеспечить выбор земельного участка, исключил указание суда на срок исполнения обязанности.
Между тем, принимая решение об обязании администрацию обеспечить выбор земельного участка, оформить результаты актом, вручить его предпринимателю, судебные инстанции не учли следующее.
Процедура выбора земельного участка для строительства, в том числе с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения, урегулирована ст. 31 ЗК РФ. Начинается эта процедура с заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, в котором указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Статьями 1, 7 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Для этих целей на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Далее процедура предоставления земельного участка для строительства не исключает обязанности органа местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся права на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Данный подход применения законодательного положения следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.09.2010 N 4224/10.
Следовательно, до информирования и оформления акта о выборе земельного участка при рассмотрении заявления лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, необходимо рассмотреть вопрос возможности использования земельного участка в целях, указанных в заявлении заинтересованного лица.
Согласно ситуационному плану испрашиваемый земельный участок размером 20м*15м расположен вблизи жилого дома N 90 по ул.Горького, примыкает к улицам Политехническая, Горького. Участок находится в квартале N 72, входит в границы зоны многоэтажной жилой застройки с ограничениями по условиям регулирования застройки: Ж-ЗИ.
В обоснование невозможности использования названного земельного участка для строительства гаражей указано на заключение управления главного архитектора администрации г.Благовещенска от 10.03.2010 N 147/09, а также на то, что по информации ОАО АКС "Амурводоканал" от 10.03.2010 участок находится в зоне инженерных коммуникаций - сети водопровода.
Из заключения управления главного архитектора администрации г.Благовещенска от 10.03.2010 N 147/09 следует, что в соответствии с п.3.6 ч. 3 ст. 19 Правил землепользования и застройки МО г.Благовещенска (далее - Правила) в территориальной зоне Ж-ЗИ не допускается размещение гаражей на земельных участках, примыкающих к улицам и дорогам всех типов.
Данный довод исследован судом и с учетом вступившего в законную силу решения суда в рамках дела N А04-6562/2009 признан необоснованным.
В отношении довода администрации о нахождении земельного участка в зоне инженерных коммуникаций - сети водопровода информация ОАО "АКС" "Амурводоканал" в деле не представлена. Представленная в деле схема расположения земельного участка, выполненная отделом подготовки исходных данных и градостроительных планов организации городского строительства, однозначно не подтверждает данных о подземных инженерных сетях в квартале N 72. Указаний о наличии таких данных схема не имеет. Иных доказательств в деле не представлено. Отсутствие надлежащих документов по расположению земельного участка в зоне инженерных сетей не позволило суду проверить соответствующий довод. Кроме того, в деле отсутствуют данные о границах земельного участка, занятого многоэтажным жилым домом N 90 по ул.Горького, что связано с невозможностью проверить наличие прав иных лиц на спорный земельный участок. Отсутствуют сведения и о границах размещения гаражей от жилого дома и, соответственно, о соблюдении санитарных, противопожарных норм.
Поскольку данные вопросы уполномоченным органом при рассмотрении заявления предпринимателя не разрешались, вывод суда о незаконности отказа администрации г.Благовещенска в обеспечении предпринимателю Архипову Э.А. выбора земельного участка по его заявлению (вх. N 4840з от 04.06.2009) соответствует установленным по делу обстоятельствам, вышеприведенным нормам права.
Вместе с тем, исходя из вышеизложенного, указание суда в резолютивной части судебного акта в части обязания администрацию г.Благовещенска обеспечить выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объектов, указанных в заявлении предпринимателя вх. N 4840з от 04.06.2009, и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, является преждевременным, поэтому подлежит исключению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.06.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 по делу N А04-2040/2010 Арбитражного суда Амурской области в части обязания администрацию г.Благовещенска с момента принятия решения с участием ИП Архипова Э.А. обеспечить выбор земельных участков на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов, указанных в заявлении ИП Архипова Э.А. вх. N 4840з от 04.06.2009, и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; оформления результатов выбора земельных участков актом о выборе земельного участка для строительства, выдачи акта выбора предпринимателю; сообщения об исполнении решения суда в Арбитражный суд Амурской области, изменить.
Обязать администрацию г.Благовещенска в установленный законом срок рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Архипова Э.А. (вх. N 4840з от 04.06.2009) в соответствии с требованиями ст. 31 Земельного кодекса РФ.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Процедура выбора земельного участка для строительства, в том числе с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения, урегулирована ст. 31 ЗК РФ. Начинается эта процедура с заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, в котором указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Статьями 1, 7 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Для этих целей на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Далее процедура предоставления земельного участка для строительства не исключает обязанности органа местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся права на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 декабря 2010 г. N Ф03-8516/2010 по делу N А04-2040/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании