Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 августа 2009 г. N Ф03-3940/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Военного прокурора Дальневосточного военного округа - Мариенко О.В., прокурор отдела по удостоверению, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Южно-Сахалинска на решение от 30.01.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу N А59-991/2008 Арбитражного суда Сахалинской области.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2009 г.
По заявлению Военного прокурора Дальневосточного военного округа в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области, Южно-Сахалинской КЭЧ к администрации г. Южно-Сахалинска третьи лица: Юрковский И.А., Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Сахалинской области, Министерство обороны РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области, Южно-Сахалинская КЭЧ о признании отдельных пунктов постановлений недействительными
Военный прокурор Дальневосточного военного округа (далее - прокурор) в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области, Южно-Сахалинской КЭЧ обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными постановлений мэра г. Южно-Сахалинска (протокольным определением от 29.01.2009 судом произведена замена на надлежащего ответчика - администрацию г.Южно-Сахалинска, далее - администрация) от 16.09.2005 N 1717 "О передаче земельных участков гражданам в собственность и аренду" в части пункта 11, от 25.10.2006 N 1980 "О передаче гражданам земельных участков в аренду и внесении изменений в правоустанавливающие документы на землю" в части пункта 55.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска (далее - ДАГУН г. Южно-Сахалинска), Юрковский И.А., Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Сахалинской области, Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области, Южно-Сахалинская КЭЧ.
Решением суда от 30.01.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009, оспариваемые постановления администрации признаны недействительными в оспоренной части ввиду их несоответствия Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации. Судебные акты мотивированы тем, что спорный земельный участок, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование Южно-Сахалинской КЭЧ, является федеральной собственностью в силу закона, поэтому администрация не вправе была распоряжаться данным земельным участком.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе администрации, которая просит их отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению администрации, факт незаконного распоряжения органом местного самоуправления спорным земельным участком не подтвержден материалами дела, поскольку оспариваемые акты приняты администрацией в пределах своих полномочий в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-Ф3 от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающего, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Также администрация считает, что спорный земельный участок не определен как объект права в соответствии с действующим земельным законодательством и законодательством о государственном кадастровом учете земельных участков (межевание участка не было выполнено), поэтому отсутствуют доказательства того, что земельный участок, предоставленный в аренду Юрковскому И.А., сформирован из земельного участка, находящегося в федеральной собственности и пользовании Южно-Сахалинской КЭЧ, либо имеет с ним наложение границ в какой-либо части. Кроме того, заявитель жалобы не согласен с восстановлением судом срока на обжалование прокурором ненормативного акта, считая, что установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срок подачи заявления об оспаривании ненормативных правовых актов пропущен последним без уважительных причин, поэтому у суда отсутствовали основания для его восстановления.
Заявитель кассационной жалобы, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании по делу не принимал.
Военная прокуратура Дальневосточного военного округа в отзыве на кассационные жалобы и ее представитель в судебном заседании с доводами жалоб не согласны, просят жалобы оставить без удовлетворения, принятые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные.
Юрковский И. А., Южно-Сахалинская КЭЧ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Сахалинской области, Министерство обороны РФ, ДАГУН г. Южно-Сахалинска отзывы на жалобы не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, хотя надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя прокурора, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 15.12.1982 исполнительным комитетом Южно-Сахалинского районного (городского) Совета народных депутатов Южно-Сахалинской КЭЧ в отношении земельного участка N 19 "Лиственничное" выдан государственный акт на право пользования землей A-I N 246454, согласно которому за указанным землепользователем закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 208.7 га земли, с учетом внесенных изменений от 06.12.1991 и от 10.07.2003 площадь составила 85.8867 га. С 21.10.2003 указанный земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, ему присвоен кадастровый номер 65:01:0000000:0020, а 17.12.2003 на него зарегистрировано право государственной собственности, что подтверждается свидетельством серии 65-АА N 049812.
Пунктом 11 постановления мэра г. Южно-Сахалинска "О передаче земельных участков гражданам в собственность и аренду" от 16.09.2005 N 1717 из земель категории "земли поселений" Юрковскому И.А., предоставлен в аренду с 01.09.2005 по 31.08.2006 земельный участок, расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Таежная, 8, для разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство индивидуального жилого дома в установленном порядке и при условии соблюдения линии градостроительного регулирования. Площадь предоставляемого в аренду земельного участка - 1000 кв.м.
Пунктом 55 постановления мэра г. Южно-Сахалинска "О передаче гражданам земельных участков в аренду и внесении изменений в правоустанавливающие документы на землю" от 25.10.2006 N 1980 срок аренды на земельный участок продлен с 01.09.2006 по 31.08.2008, для строительства индивидуального жилого дома.
Прокурор, полагая, что названные постановления мэра г. Южно-Сахалинска в оспариваемых частях недействительны, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Согласно абзацу 1 пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок N 19 площадью 85.8867 га местоположением г. Южно-Сахалинск пл. р-н "Лиственничное" предоставлен Южно-Сахалинской КЭЧ в бессрочное пользование на основании государственного акта, выданного 15.12.1982 исполнительным комитетом Южно-Сахалинского районного (городского) Совета народных депутатов (кадастровый номер 65:01:0000000:0020, свидетельство о государственной регистрации права от 17.12.2003), то есть данный земельный участок находится в федеральной собственности. Вместе с тем, согласно постановлению мэра г. Южно-Сахалинска от 16.09.2005 N 1717, с учетом постановления от 25.10.2006 N 1980, гражданину Юрковскому И.А. передан в аренду земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный ул. Таежная, 8, который входит в состав поименованного выше земельного участка, принадлежащего Южно-Сахалинской КЭЧ.
Основаниями прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком являются отказ землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 45 Земельного кодекса РФ), а также решение суда о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 3 указанной статьи).
Как установлено судами обеих инстанций, Министерство обороны РФ, осуществляющее на основании подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, в пределах своей компетенции правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам, от прав на земельный участок, предоставленный Южно-Сахалинской КЭЧ, не отказывалось, данное право также не прекращено принудительно по решению суда.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм права и установленных обстоятельств дела, правомерными являются выводы судов обеих инстанций о том, что постановления мэра г. Южно-Сахалинска в оспариваемых частях незаконны, поскольку приняты с превышением предоставленных органу местного самоуправления полномочий в области земельных отношений, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками, находящимися лишь в муниципальной собственности, но не в федеральной собственности как в рассматриваемом случае.
На основании изложенного отклоняются как необоснованные доводы жалобы администрации о законности оспариваемых ненормативных актов и отсутствии нарушений прав землепользователя в связи с их принятием.
Доводы жалоб о том, что спорный земельный участок не определен как объект права в соответствии с действующим земельным законодательством и законодательством о государственном кадастровом учете земельных участков из-за невыполнения межевания данного участка, судом кассационной инстанции не принимается в силу того, что данное обстоятельство не имеет правового значения при решении вопроса о законности оспариваемых ненормативных актов. Кроме того, администрацией г. Южно-Сахалинска в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), не представлены доказательства, опровергающие выводы арбитражного суда.
Доводы жалобы администрации относительно необоснованного восстановления судом срока на обжалование прокурором ненормативного акта были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, оценивались при апелляционном рассмотрении, получили правильную и объективную оценку, поэтому в силу статьи 286 АПК РФ не могут быть переоценены судом кассационной инстанции.
Кроме того, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность обжалования восстановления пропущенного процессуального срока (в отличие от отказа в восстановлении процессуального срока - пункт 6 статьи 117 АПК РФ).
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.01.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу N А59-991/2008 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основаниями прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком являются отказ землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 45 Земельного кодекса РФ), а также решение суда о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 3 указанной статьи).
Как установлено судами обеих инстанций, Министерство обороны РФ, осуществляющее на основании подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, в пределах своей компетенции правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам, от прав на земельный участок, предоставленный Южно-Сахалинской КЭЧ, не отказывалось, данное право также не прекращено принудительно по решению суда."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 августа 2009 г. N Ф03-3940/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании