Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 августа 2009 г. N Ф03-4035/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому на решение от 26.02.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу N А24-454/2009 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению индивидуального предпринимателя З. Т. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о признании незаконным и отмене постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2009 г.
Индивидуальный предприниматель З. Т. (далее - предприниматель, ИП З. Т.) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция, налоговый орган) от 21.01.2009 N 001764 по делу об административном правонарушении, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 4000 руб.
Решением суда от 26.02.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009, заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что осуществление предпринимателем денежных расчетов без применения контрольно кассовой машины (далее - ККМ) является правомерным и не противоречит нормам Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее -Федеральный закон N 54-ФЗ).
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе инспекции, которая просит судебные акты отменить, в связи с неправильным применением судами норм материального права и принять новый судебный акт об отказе ИП З. Т. в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы налоговый орган указывает, что судами сделан необоснованный вывод о том, что предприниматель ведет торговлю за пределами контейнера, а контейнер используется для хранения товаров, поскольку торговое место представляет собой помещение контейнерного типа с полками для показа и хранения товара, обеспечивающим показ и сохранность товаров.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу против доводов жалобы возражает и просит судебные акты оставить без изменений, считает их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили. От налогового органа поступило письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив обоснованность доводов жалобы, отзыва на жалобу, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка деятельности ИП З. Т., осуществляемой в помещении контейнерного типа расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Чубарова, 16, по вопросу соблюдения Федерального закона N 54-ФЗ, в ходе которой установлен факт неприменения ККТ при реализации 5 банок рыбных консервов "Сайра в масле" стоимостью 115 руб.
По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки от 09.12.2008 N 001764 ККТ и протокол от 19.01.2009 N 001764 об административном правонарушении, на основании которого налоговый орган от 21.01.2009 вынесен постановление N 001764 о признании предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 4000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением инспекции, ИП З. Т. оспорила его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии в действиях предпринимателя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Согласно абзацу 7 пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Следовательно, право на осуществление торговли без применения ККМ поставлено законодателем в зависимость от места осуществления торговли, его обустроенности и способа реализации товара.
Признавая незаконным и отменяя постановление налогового органа, суды исходили из того, что инспекцией не представлено доказательств осуществления предпринимателем реализации товаров в помещении контейнерного типа.
Исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что предприниматель не осуществляет торговлю непосредственно в принадлежащем ей контейнере, кроме того, контейнер не оборудован для показа товара и используется только для хранения товара и тары.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Доводы, изложенные инспекцией в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.02.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу N А24-454/2009 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки от 09.12.2008 N 001764 ККТ и протокол от 19.01.2009 N 001764 об административном правонарушении, на основании которого налоговый орган от 21.01.2009 вынесен постановление N 001764 о признании предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 4000 руб.
...
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии в действиях предпринимателя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Согласно абзацу 7 пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 августа 2009 г. N Ф03-4035/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании