Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 августа 2009 г. N Ф03-4297/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 29.05.2009 по делу N А04-480/2009 Арбитражного суда Амурской области, по иску Организации научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт сои" Россельхозакадемии к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Отдел образования администрации Тамбовского района Амурской области, Финансовое управление администрации Тамбовского района Амурской области; Министерство финансов Амурской области о взыскании 64678 руб. 86 коп.
Резолютивная часть постановления от 26 августа 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2009 г.
Организация научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт сои" Россельхозакадемии (далее - Организация научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство ГНУ "ВНИИ сои" Россельхозакадемии, организация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 64678 руб. 86 коп., составляющих расходы (выпадающие доходы), связанные с реализацией льгот по оплате жилищно-коммунальных, предоставленных в 2007 году педагогическим работникам в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" от 13.01.2996 N 12-ФЗ (далее -Закон об образовании).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отдел образования администрации Тамбовского района Амурской области, Финансовое управление администрации Тамбовского района Амурской области; Министерство финансов Амурской области.
Организация научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство ГНУ "ВНИИ сои" Россельхозакадемии до вынесения решения в порядке статьи 49 АПК РФ уточнила исковые требования и просила взыскать убытки в заявленном размере с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением суда от 29.05.2009 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ взысканы убытки в размере 64678 руб. 86 коп. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом об образовании, не передавались.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Министерство финансов в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области просит указанный судебный акт отменить как принятый с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Организацией научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство ГНУ "ВНИИ сои" Россельхозакадемии и Отделом образования администрации Тамбовского района Амурской области заключен договор от 17.01.2007 на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно Закону Амурской области от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
В период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в соответствии с Законом об образовании Организация научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство ГНУ "ВНИИ сои" Россельхозакадемии во исполнение данного договора предоставляла льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам Садовской и Лозовской школ Тамбовского района Амурской области, в результате чего у нее образовались убытки.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов организации явилось основанием для ее обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом, в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
В связи с чем финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
При этом судом установлено, что из федерального бюджета в 2007 году денежные средства на компенсацию спорных расходов субъекту РФ не передавались.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что финансирование расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств областного бюджета, судом кассационной инстанции не может быть принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 64678 руб. 86 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 29.05.2009 по делу N А04-480/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
...
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 64678 руб. 86 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 августа 2009 г. N Ф03-4297/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.