Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 сентября 2009 г. N Ф03-1535/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от общества с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" - Позднова М.М., представитель по доверенности N 188-Д от 14.04.2009, Щербакова Н.С., представитель по доверенности N 164-Д от 31.03.2009, Радаева С.А., представитель по доверенности N 19-Д от 01.01.2009, Аншаков И.А., представитель по доверенности N 21-Д от 01.01.2009, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области - Могилевкин А.Г., представитель по доверенности N 12 от 14.04.2009, рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН - Востокнефтепродукт" на решение от 08.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по делу N А59-3859/2008 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, заинтересованные лица: Прокурор Сахалинской области, индивидуальный предприниматель Торозян А.А., индивидуальный предприниматель Змачинский А.Г., общество с ограниченной ответственностью "Рубикон-Сервис", закрытое акционерное общество "Дизель-Трейд", о признании недействительным решения N 22 от 21.08.2008 и предписания N 08-6/08 от 21.08.2008.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" (далее - общество, ООО "РН-Востокнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными решения N 22 от 21.08.2008 и предписания N 08-6/08 от 21.08.2008 Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - УФАС по Сахалинской области) о недопущении нарушений антимонопольного законодательства.
Решением суда от 08.12.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009, в удовлетворении заявленного требования отказано. Суды признали доказанным факт доминирования общества на мелкооптовом и розничном рынках нефтепродуктов Сахалинской области и создание дискриминационных условий деятельности хозяйствующим субъектам на рынке реализации нефтепродуктов.
В кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судебных инстанций установленным по делу обстоятельствам.
УФАС по Сахалинской области и закрытое акционерное общество "Дизель-Трейд" просят решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, как соответствующие антимонопольному законодательству.
Прокуратурой Сахалинской области, индивидуальным предпринимателем Торозян А.А., индивидуальным предпринимателем Змачинским А.Г., обществом с ограниченной ответственностью "Рубиком-Сервис", закрытым акционерным обществом "Дизель-Трейд" заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 07.09.2009.
Проверив обоснованность доводов жалобы, отзывов на жалобу, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей общества и антимонопольного органа, кассационная инстанция считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением антимонопольного органа от 21.08.2008, вынесенного по материалам дела N 22 о нарушении ООО "РН-Востокнефтепродукт" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), общество признано нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ в части создания дискриминационных условий деятельности нескольким хозяйствующим субъектам на рынке реализации нефтепродуктов. На основании данного решения обществу выдано предписание от 21.08.2008 N 08-6/08 о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействия) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующие положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим положением, согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ, признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) па рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении
государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли
хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Из решения антимонопольного органа следует, что общество, занимая доминирующее положение на мелкооптовом и розничном рынках реализации нефтепродуктов, в период с 01.06.2008 по 19.06.2008 повысило мелкооптовые цены на дизельное топливо и одновременно удерживало розничные цены на дизельное топливо, что влечет негативные последствия для мелкооптовых покупателей: невозможность конкурировать с ООО "РН-Востокнефтепродукт". Указанные действия общества на мелкооптовом и розничном рынках, по мнению антимонопольного органа, могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку несколько хозяйствующих субъектов - мелкооптовых покупателей - были поставлены в дискриминационные условия по сравнению с ООО "РН-Востокнефтепродукт".
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
При установлении мелкооптовой цены в размере, превышающем рыночную цену, по утверждению антимонопольного органа, конкуренты вынуждены устанавливать цены выше, чем на АЗС общества, что повлечет неконкурентоспособность указанных лиц.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, учитывая, что антимонопольным органом установлены противоправные действия общества на двух рынках - мелкооптовом и розничном, суды не исследовали и не оценивали обоснованность повышения обществом мелкооптовой цены на дизельное топливо на мелкооптовом рынке. Между тем, от оценки указанных обстоятельств зависит правомерность выводов антимонопольного органа о нарушении антимонопольного законодательства на мелкооптовом рынке нефтепродуктов.
Кроме того, при рассмотрении спора суды не установили, при каких условиях возможна конкуренция на розничном рынке нефтепродуктов между обществом и мелкооптовыми покупателями нефтепродуктов - перепродавцами нефтепродуктов и не дали оценки данным обстоятельствам, влияющим на установление факта злоупотребления доминирующим положением, которое могло привести к ограничению конкуренции на розничном рынке.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Сахалинской области.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе решить Арбитражному суду Сахалинской области при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 08.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по делу N А59-3859/2008 Арбитражного суда Сахалинской области отменить, дело направить на новое рассмотрение Арбитражный суд Сахалинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействия) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующие положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим положением, согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ, признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) па рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
...
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 сентября 2009 г. N Ф03-1535/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.