Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 сентября 2009 г. N Ф03-4017/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Восточного регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение от 08.06.2009 по делу N А51-5200/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю к Управлению Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю, третьи лица: Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока, Управление Восточного регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, о признании незаконным отказа в государственной регистрации от 11.01.2009 N 01/159/2008-491.
Резолютивная часть постановления от 02 сентября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2009 г.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю (далее - территориальное управление ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю (далее - управление ФРС) от 11.01.2009 N 01/159/2008-491 в государственной регистрации внесения изменений в запись регистрации от 31.07.2008 N 25-25-01/153/2008-023, сделанную в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении земельного участка площадью 6245 кв.м., расположенного примерно в 35 м. по направлению на запад от ориентира - жилого дома по адресу: г. Владивосток, ул. Кирова, 54, а также о понуждении регистрирующего органа осуществить регистрационные действия по внесению изменений в части вида разрешенного использования данного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока (далее - УМИГА г. Владивостока), Управление Восточного регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - управление Восточного регионального командования ВВ МВД РФ).
Решением суда от 08.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, управление Восточного регионального командования ВВ МВД РФ обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации изменений в запись о праве собственности на спорный земельный участок в отношении вида его разрешенного использования, поскольку изначально данный участок был сформирован и предоставлен в целях строительства комплекса многоэтажных жилых зданий.
Управление ФРС в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонило в полном объеме, просило принятое судебное решение оставить без изменения как законное и обоснованное.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей для участия в судебном заседании кассационной инстанции не обеспечили. Территориальное управление ФАУГИ ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы без его участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.02.2005 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРИП) внесена запись о праве постоянного (бессрочного) пользования государственного учреждения Войсковая часть 3869 на земельный участок площадью 6245 кв.м., местоположение: участок находится примерно в 35 м. по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Кирова, 54, для благоустройства прилегающей к строящемуся объекту территории. 17.07.2006 в ЕГРИП внесены изменения, касающиеся правообладателя земельного участка: субъектом права постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано управление Восточного регионального командования ВВ МВД РФ.
31.07.2008 в ЕГРИП внесена запись о праве собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
На основании распоряжения Территориального управления ФАУГИ от 03.09.2008 N 609-р "Об изменении цели использования земельного участка" последнее обратилось в Управление ФРС с заявлением от 19.09.2008 о внесении изменений в ЕГРИП в отношении вида разрешенного использования указанного земельного участка, при этом в Управление ФРС были представлены названное распоряжение, кадастровый паспорт земельного участка 11.09.2008 N 28-1/08-3320, и сообщение Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока от 10.11.2008 N 17674сп "О предоставлении земельного участка".
По результатам правовой экспертизы представленных документов, регистрационным органом установлено, что разрешенное использование названного земельного участка - для благоустройства прилегающей к строящемуся объекту территории изменяется на иной вид разрешенного использования - для строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса жилых многоквартирных домов.
Поскольку заявителем не был представлен распорядительный акт главы города Владивостока об изменении вида разрешенного использования названного земельного участка, принятый в соответствии с действующим законодательством, Управление ФРС вынесло решение об отказе в государственной регистрации иных регистрационных действий (внесении изменений) в отношении спорного земельного участка, оформив его письмом от 11.01.2009 N 01/159/2008-491.
Не согласившись с данным отказом, Территориальное управление ФАУГИ оспорило его в судебном порядке.
Рассмотрев заявленные требования, на основании полного, всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд установил фактические обстоятельства по делу, и обосновал выводы подлежащими применению нормами действующего законодательства.
Кассационная инстанция рассмотрела доводы жалобы и отклонила их как лишенные правового обоснования.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права. В силу абзаца 10 пункта 1 указанной нормы права в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Как установлено судом, основанием для отказа в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРИП в отношении спорного земельного участка послужило непредставление заявителем в регистрирующий орган распорядительного акта главы города Владивостока об изменении вида разрешенного использования названного земельного участка.
В пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены категории, подразделяющие земли Российской Федерации по целевому назначению. В силу пункта 2 данной нормы правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85).
В настоящее время в городе Владивостоке правила землепользования и застройки, принятые в порядке, установленном статьями 30-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
С учетом изложенного арбитражный суд правильно указал, что решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах Владивостокского городского округа, на другой вид такого использования до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки, в силу названной нормы права, входит в компетенцию главы местной администрации.
Поскольку Территориальное управление ФАУГИ в установленный срок не представило соответствующий распорядительный акт (постановление) главы администрации города Владивостока об изменении вида разрешенного использования земельного участка, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии у регистрирующего органа оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд обоснованно посчитал, что оспариваемый ненормативный акт соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает законные права и интересы заявителя.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных и исследованных арбитражным судом обстоятельств дела, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 08.06.2009 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5200/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85).
В настоящее время в городе Владивостоке правила землепользования и застройки, принятые в порядке, установленном статьями 30-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 сентября 2009 г. N Ф03-4017/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.