Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 сентября 2009 г. N Ф03-4319/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: И.В.Козерод - ведущий юрисконсульт по доверенности от 06Л 0.2008 N 608, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 09.06.2009 по делу N А51-9470/2008 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к обществу с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная Компания" о взыскании 40958 руб. 15 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2009 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Восточная Стивидорная Компания" (далее - ООО "ВСК") о взыскании на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) 40958 руб. 15 коп. платы за пользование вагонами, прибывшими в адрес ответчика на станцию назначения Находка-Восточная (с учетом уменьшения размера иска в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 09.06.2009 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "ВСК" в пользу ОАО "РЖД" взыскана плата за пользование вагонами в размере 327 руб. 10 коп., а также 11 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части исковых требований отказано в связи с тем, что в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 705 от 27.12.2004 не предусмотрена плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
Апелляционным судом дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права - абзац 2 пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статью 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статьи 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также на пункт 24 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 705 от 07.12.2004. Считает, что в отношениях, не урегулированных договором, стороны обязаны руководствоваться Тарифным руководством N 2.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ВСК" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает выводы суда соответствующими материалам дела и закону.
ООО "ВСК", надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив законность решения от 09.06.2009 с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных в статье 288 АПК РФ оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "ВСК" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 705 от 27.12.2004 по станции Находка, в соответствии с которым перевозчиком осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего владельцу, примыкающего стрелочным переводом N 22 к парку Порт Восточный станции Находка-Восточная, локомотивом перевозчика.
В сентябре 2007 года в адрес ООО "ВСК" прибывали вагоны, которые находились длительное время на путях станции Находка-Восточная по вине ответчика вследствие невозможности их подачи под выгрузку в виду отказа грузополучателя в приеме на подъездные пути на объявленное время подачи вагонов.
Факты простоя вагонов зафиксированы в актах общей формы: NN 2/603435, 2/603439, 2/603446, 2/603452, 2/603437, 2/603441, 2/603460, 2/603458, 2/603465, 2/603446, 2/603468, 2/603477, 2/603480, 2/603482, 2/603481 и названные акты общей формы предъявленные, перевозчиком ответчику, на подпись представителю последнего, подписал их с разногласиями.
Истец на основании актов общей формы в соответствии с § 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности, составил ведомости подачи-уборки вагонов, в которых произвел расчет платы за пользование вагонами. От подписания ведомостей подачи и уборки вагонов NN 911184, 911185, 911186, 911188, 911189, 911190, 911191 представитель ответчика отказался.
Заказным письмом 20.09.2007 N 621 ОАО "РЖД" направило в адрес ООО "ВСК" не подписанные ведомости подачи-уборки вагонов и акты общей формы.
На основании указанных документов ОАО "РЖД" начислена плата за пользование вагонами за время их простоя на станции Находка-Восточная, и выставлен для оплаты счет от 10.10.2007 N 180, который в полном объеме не оплачен, задолженность составляет 40958 руб. 15 коп.
Отказ ОАО "ВСК" оплатить указанную задолженность послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в ожидании подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления, в том числе ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии со статьями 39, 119 УЖТ РФ и разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.20036 N 45, зарегистрированных в Минюсте России 30.06.2003 N 4856 (далее - Правила составления актов) предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
В этой связи акты общей формы являются документами, удостоверяющими факты и продолжительность простоя вагонов на станционных путях. Представленные в материалы дела истцом акты общей формы составлены в соответствии с Правилами составления актов.
Как установлено арбитражным судом, ООО "ВСК" не представлено каких-либо доказательств о том, что им направлялись претензии в адрес истца об отсутствии уведомлений о готовности подачи вагонов под погрузку. В актах общей формы проставлена дата его составления, кроме того, указано начало простоя по каждому вагону. Ни при подписании актов общей формы, ни в течение суток ответчик не выразил разногласий о том, что отказ в приеме вагонов не соответствует действительности.
В этой связи суд пришел к обоснованному выводу, что вагоны простаивали на путях станции по причинам, зависящим от ответчика.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 УЖТ РФ.
Из буквального толкования статьи 39 УЖТ РФ не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Вместе с тем стороны в договоре N 705 от 27.12.2004 согласовали только плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, условия о порядке взыскания платы за пользование вагонами в соответствии с правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами, не принадлежащими перевозчику, не согласованы.
В этой связи суд, оценив согласно статье 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом вышеназванных норм права, сделал обоснованный вывод о" наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в сумме 327 руб. 10 коп., составляющих плату за пользование вагонами, принадлежащими ОАО "РЖД", и отсутствии оснований для взыскания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в сумме 49900 руб. 53 коп.
Доводы заявителя об обязанности ответчика оплачивать плату за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, установленную пунктом 12 Тарифного руководства N 2 и статьей 39 УЖТ РФ, судом кассационной инстанции отклоняются как необоснованные.
Его же ссылка на п. 24 договора N 705 от 27.12.2004 также подлежит отклонению в связи с тем, что в договоре отсутствуют условия о порядке взыскания платы за пользование вагонами, не относящимися к парку ОАО "РЖД".
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права не подтверждается материалами дела. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.06.2009 по делу N А51-9470/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
...
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 УЖТ РФ.
Из буквального толкования статьи 39 УЖТ РФ не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
...
Доводы заявителя об обязанности ответчика оплачивать плату за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, установленную пунктом 12 Тарифного руководства N 2 и статьей 39 УЖТ РФ, судом кассационной инстанции отклоняются как необоснованные."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 сентября 2009 г. N Ф03-4319/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.