Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 сентября 2009 г. N Ф03-4551/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе - Казарцева О.А., представитель по доверенности от 12.02.2009 N 0.5, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Центрремтехпредснаб" на решение от 30.04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2009 по делу N А51-4747/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Закрытого акционерного общества "Центрремтехпредснаб" к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе о признании незаконным и об отмене постановления N 20-09-017/ап от 18.03.2009.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2009 г.
Закрытое акционерное общество "Центрремтехпредснаб" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее - РО ФСФР России в ДФО, административный орган) от 18.03.2009 N 20-09-017/ап по делу об административном правонарушении.
Решением суда первой инстанции от 30.04.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество нарушило правила ведения реестра владельцев ценных бумаг, выразившееся в невыполнении законных требований владельца ценных бумаг о предоставлении запрашиваемых документов. При этом тот факт, что к моменту составления протокола об административном правонарушении нарушение было устранено, не свидетельствует об отсутствии в действиях ЗАО "Центрремтехпредснаб" события правонарушения.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе общества, полагающего, что выводы судов обеих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем просит решение от 30.04.2009, постановление от 24.06.2009 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
По мнению заявителя жалобы, нарушение установленного срока составления протокола является нарушением порядка привлечения общества к административной ответственности. Кроме того, ЗАО "Центрремтехпредснаб" считает, что предоставление акционеру запрашиваемых документов на несколько дней позже не повлекло значительного нарушения прав акционера, следовательно, подлежит применению статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) о малозначительности правонарушения.
РО ФСФР России в ДФО в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании против доводов кассационной жалобы возражают, считают судебные акты законными и обоснованными.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя административного органа, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Материалами дела подтверждается, что акционер Лебединец А.В. обратился в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе с жалобой на нарушение ЗАО "Центрремтехпредснаб" требований законодательства о ценных бумагах. 04.03.2009 РО ФСФР России в ДФО в отношении ЗАО "Центрремтехпредснаб" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.22 КоАП РФ. Основанием для составления протокола явилось нарушение обществом пункта 7.9.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 N 27 (далее - Положение N 27), выразившееся в отказе письмом от 10.02.2009 N 5 Лебединцу А.В. в предоставлении данных из реестра владельцев именных ценных бумаг общества об именах владельцев, количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем РО ФСФР России в ДФО 18.03.2009 принято постановление N 20-09-017/ап о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.22 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В силу статьи 15.22 КоАП РФ административным правонарушением признается незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений по вине держателя реестра, либо нарушение сроков выдачи выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 22.04.1996 N 39 "О рынке ценных бумаг" держатель реестра обязан по требованию владельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг предоставить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету в течение пяти рабочих дней.
Согласно пункту 7.9.1 Положения N 27 регистратор обязан предоставить зарегистрированным в реестре владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более чем одним процентом голосующих акций эмитента, данные из реестра об именах владельцев (полном наименовании) владельцев, количестве, категории (типе) и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что на требование Лебединца А.В. от 03.02.2009 ЗАО "Центрремтехпредснаб" в нарушение вышеуказанной нормы направило письмо N 16 от 10.02.2009 об отказе в предоставлении запрашиваемых требований, в связи с чем выводы судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.22 КоАП РФ, являются правильными.
Кроме того, судами обеих инстанций обоснованно отклонены доводы общества о пропуске срока составления протокола, поскольку само по себе нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 названного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
С учетом приведенных выше норм права, а также исходя из фактических обстоятельств дела суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что совершенное обществом правонарушение повлекло прямое нарушение прав акционера как владельца ценных бумаг в части получения данных из реестра владельцев именных ценных бумаг, и на этом основании признали, что данное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Доводы заявителя жалобы в данной части фактически направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, поэтому в силу статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Учитывая, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.04.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2009 по делу А51-4747/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что на требование Лебединца А.В. от 03.02.2009 ЗАО "Центрремтехпредснаб" в нарушение вышеуказанной нормы направило письмо N 16 от 10.02.2009 об отказе в предоставлении запрашиваемых требований, в связи с чем выводы судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.22 КоАП РФ, являются правильными.
Кроме того, судами обеих инстанций обоснованно отклонены доводы общества о пропуске срока составления протокола, поскольку само по себе нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 названного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 сентября 2009 г. N Ф03-4551/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.