Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 сентября 2009 г. N Ф03-4536/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округ, при участии от Владивостокской таможни - Тишина В.В., представитель по доверенности от 30.01.2009 N 10, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни на решение 22.05.2009 по делу N А51-4797/2009 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Чиреева Станислава Алексеевича к Владивостокской таможне о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2009 г.
Индивидуальный предприниматель Чиреев Станислав Алексеевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий Владивостокской таможни (далее - таможня), выразившихся в уведомлении от 01.01.2009 о понуждении предпринимателя изменить код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности России (далее - ТН ВЭД России) в графе 33 грузовой таможенной декларации N 10702030/311208/0078851 (далее - ГТД N 78851)с 0207142001 на 0207142009, а также о признании незаконным решения о подтверждении классификационного кода, выраженного в виде отметки на оборотной стороне первого экземпляра ГТД N 78851 "проверено" от 15.01.2009.
Решением суда от 22.05.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что фактический ввоз товара и подача ГТД осуществлены предпринимателем до истечения срока действия лицензии Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в связи с чем декларант правомерно отнес спорный товар к товарной субпозиции 0207122001 ТН ВЭД и применил пониженную ставку таможенной пошлины, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 732 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, право предпринимателя на применение льготных ставок таможенных пошлин возникает с момента выпуска товаров таможенными органами в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, в связи с чем лицензия с истекшим сроком действия не влечет оснований для применения пониженной ставки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 732 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Предприниматель, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения жалобы, однако участие своего представителя в судебном заседании не обеспечил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя таможни, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, обществу выдана разовая лицензия Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.07.2008 N ЛР2460804000854 на ввоз в Россию по контракту от 26.05.2008 N 018 необваленных половин или четвертин мороженных домашних кур вида GALLUS DOMESTICUS, продавец - фирма "GOLDEN INTERBRIDGE TRADING INC" (Канада), количество - 225025000 кг. Срок действия лицензии установлен до 31.12.2008.
Во исполнение указанного контракта в декабре 2008 года на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар - мясо домашней курицы мороженое, необваленное - четвертины (окорока), о чем предпринимателем была подана грузовая таможенная декларация N 78851. Ввезенный товар классифицирован предпринимателем по коду 0207142001 ТН ВЭД России как мясо домашней курицы, ввоз которого контролируется Правительством Российской Федерации и допускается при наличии лицензии, выданной компетентным органом (ставка ввозной таможенной пошлины 25%, но не мене 0,2 евро за 1 кг).
В ходе проведения таможенного контроля предпринимателю направлено уведомление от 01.01.2009 о необходимости изменения кода ТН ВЭД России в отношении ввезенного товара с 0207142001 на 0207142009. При этом таможенный орган исходил из того, что ввезенный товар подлежит классификации по иному коду, поскольку он не был выпущен в свободное обращение в 2008 году, то есть в период действия упомянутой лицензии (ставка ввозной таможенной пошлины 80%, но не менее 0,7 евро за 1 кг).
В целях выпуска товара предприниматель исполнил уведомление таможенного органа, изменив в соответствующей графе ГТД код товара на 0207142009 ТН ВЭД России и внес сумму обеспечения уплаты таможенных платежей, в связи с чем 15.01.2009 товар выпущен в свободное обращение.
Не согласившись с действиями таможни, предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств пришел к правомерному выводу о том, что у таможенных органов не имелось правовых оснований для вынесения оспариваемого уведомления.
Согласно статье 40 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код ТН ВЭД.
В соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 27.11.2006 N 718 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", в товарную позицию 0207 включается мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, при этом к коду ТН ВЭД России - 0207142001 относятся части тушек и субпродукты необваленные, ввоз которых контролируется Правительством Российской Федерации и допускается при наличии лицензии, выданной компетентным органом, а к коду 0207141009 - прочее.
Классификация товаров в ТН ВЭД России осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. Для юридических целей при классификации, прежде всего, значимы наименования субпозиций и примечания, имеющие отношение к субпозициям.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в случае введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров установлено лицензирование.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 732 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах" утвержден перечень товаров и объемов их ввоза в Российскую Федерацию, а также установлены предельные уровни ставок ввозных таможенных пошлин на период 2006-2009 годы. Льготный импорт связан с выдачей импортерам лицензий Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Пониженные ставки ввозной таможенной пошлины на птицу домашнюю, ввозимую в пределах квот, применимы при наличии лицензии, выданной Минэкономразвития.
Как указано в пункте 1 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 N 364, под лицензированием понимается административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт, отдельных видов товаров.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.
Систематическое толкование положений указанных правовых актов и оценка содержания лицензии, выданной предпринимателю, позволяют сделать вывод о том, что упомянутая лицензия охватывает импортные операции, то есть ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а не последующие действия по их таможенному оформлению.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда о том, что с ввозом мяса на таможенную территорию Российской Федерации в декабре 2008 года предприниматель реализовал права, предусмотренные выданной ему лицензией, в пределах срока ее действия, классифицировав товар - мясо птицы домашней - четвертины тушки по коду 0207142001 ТН ВЭД России, ввезенный в порядке и объеме, предусмотренном лицензией. С учетом изложенного, суд обоснованно посчитал, что у таможенного органа не имелось правовых оснований для признания указанного товара ввезенным при отсутствии лицензии, выданной Минэкономразвития, что влечет наступление последствий по уплате таможенных платежей в ином размере, чем предусмотрено ТН ВЭД России при наличии разрешительного документа на импорт спорного товара.
Следовательно, требование о внесении изменений в графы 3.3, 39, 44, 47 ГТД N 78851 обоснованно признано судами несоответствующим специальным правовым нормам, регулирующим применение пониженных ставок ввозных таможенных пошлин.
Поскольку арбитражный суд правильно установил фактические обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обосновал свои выводы нормами таможенного законодательства, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного решения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 22.05.2009 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4797/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Систематическое толкование положений указанных правовых актов и оценка содержания лицензии, выданной предпринимателю, позволяют сделать вывод о том, что упомянутая лицензия охватывает импортные операции, то есть ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а не последующие действия по их таможенному оформлению.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда о том, что с ввозом мяса на таможенную территорию Российской Федерации в декабре 2008 года предприниматель реализовал права, предусмотренные выданной ему лицензией, в пределах срока ее действия, классифицировав товар - мясо птицы домашней - четвертины тушки по коду 0207142001 ТН ВЭД России, ввезенный в порядке и объеме, предусмотренном лицензией. С учетом изложенного, суд обоснованно посчитал, что у таможенного органа не имелось правовых оснований для признания указанного товара ввезенным при отсутствии лицензии, выданной Минэкономразвития, что влечет наступление последствий по уплате таможенных платежей в ином размере, чем предусмотрено ТН ВЭД России при наличии разрешительного документа на импорт спорного товара.
Следовательно, требование о внесении изменений в графы 3.3, 39, 44, 47 ГТД N 78851 обоснованно признано судами несоответствующим специальным правовым нормам, регулирующим применение пониженных ставок ввозных таможенных пошлин."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 сентября 2009 г. N Ф03-4536/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.