Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 сентября 2009 г. N Ф03-3687/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: С.Е.Григорьева, представитель по доверенности б/н от 02.02.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации Олюторского муниципального района, государственного унитарного казенного предприятия Корякского автономного округа "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" на решение от 16.01.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу N А24-5750/2007 Арбитражного суда Камчатского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплокомпания" к государственному унитарному казенному предприятию "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог", администрации Олюторского муниципального района, третье лицо: администрация Корякского автономного округа, о взыскании 26186796 руб. 43 коп. по встречному иску государственного унитарного казенного предприятия "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" к обществу с ограниченной ответственностью "Теплокомпания" о признании договора незаключенным и взыскании 11439343 руб. 77 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплокомпания" (далее - ООО "Теплокомпания") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к государственному унитарному казенному предприятию "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" (далее - ГУКП "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог") о взыскании 26186796 руб. 43 коп, составляющих задолженность по договору от 07.05.2006 N 02-06 на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в с. Тиличики Олюторского района Корякского автономного округа (далее - договор от 07.05.2006 N 02-06).
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик не принимает выполненные работы, акты приемки объектов в эксплуатацию не оформляет, акты формы КС-2, КС-3 не подписывает, выставленные 14.08.2007 на эту сумму счета-фактуры от 08.08.2007 NN 201-223 не оплачивает.
Определением арбитражного суда от 20.12.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Корякского автономного округа.
Решением арбитражного суда от 03.04.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением кассационного суда от 04.08.2008 решение суда отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела определениями от 21.10.2008 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена администрация Олюторского муниципального района (далее - Администрация) и принят встречный иск ГУКП "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" о признании договора от 07.05.2006 N 02-06 незаключенным и взыскании с ООО "Теплокомпания" неосновательного обогащения в сумме 11439343 руб. 77 коп.
Решением арбитражного суда от 16.01.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009, с администрации Олюторского муниципального района в пользу ООО "Теплокомпания" взыскано 26186796 руб. 43 коп. долга за выполненные работы, в удовлетворении требований к ГУКП "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" отказано.
В удовлетворении встречного иска отказано.
Администрация Олюторского муниципального района в кассационной жалобе просит решение и постановление отменить в связи с нарушением судом норм процессуального права (положений ст.ст. 8, 9 АПК РФ о равноправии и состязательности сторон) и норм материального права, в том числе, Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 810, действующего со дня его принятия и до 29.10.2008, которым утверждены Правила выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила). В соответствии с названными Правилами субъектам Федерации выделялись денежные средства. По мнению Администрации, каких-либо обязательств по оплате аварийно-восстановительных работ на администрацию Олюторского района не было возложено, однако данные обстоятельства судом оценены неправильно.
ГУКП "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" также подало кассационную жалобу, в которой просит решение и постановление в части отказа в удовлетворении встречного иска отменить и принять новое решение об удовлетворении встречных исковых требований.
Заявитель в обоснование жалобы приводит доводы о том, что работы выполнены ООО "Теплокомпания" с отступлением от требований строительных норм и правил, поэтому не могут учитываться при оплате. Полагает, что факты невыполнения работ и завышения расценок подтверждаются актом N 103-1 от 27.06.2007 и актом N 138 от 17.07.2008, составленными по итогам проверок Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае, которые необоснованно не приняты судом в качества доказательства по делу.
Кроме того, ответчик считает несоответствующим материалам дела вывод суда о согласовании всех существенных условий при заключении сторонами договора от 07.05.2006 N 02-06 на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в с. Тиличики Олюторского района Корякского автономного округа.
В отзыве и в судебном заседании представитель ООО "Теплокомпания" возражая против доводов жалобы и, считая выводы суда соответствующими материалам дела и закону, просит оставить решение и постановление без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационных жалоб, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что между ГУКП "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" (заказчик-застройщик) и ООО "Теплокомпания" (генеральный подрядчик) 07.05.2006 заключен договор на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в селе Тиличики Олюторского района Корякского автономного округа N 02-06, в соответствии с которым ООО "Теплокомпания" (генеральный подрядчик) приняло на себя генеральный подряд на выполнение комплекса аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных работ на объектах теплоэнергетики, жилого фонда, объектов социально-бытовой сферы в с. Тиличики Олюторского района согласно условиям настоящего договора, дефектовочным ведомостям и сметной документации.
Цена договора составляет 150000000 руб., с учетом НДС 18%, составляет 22881405 руб. (п. 2.1 договора).
В мае 2006 года комиссией обследованы объекты, поврежденные в результате землетрясения, произошедшего 21-22 апреля 2006 года в с. Тиличики Олюторского района Корякского автономного округа, по каждому объекту, нуждающемуся в восстановлении. 10.05.2006 составлены акты обследования, которые утверждены главой Олюторского муниципального района и согласованы начальником управления (отдела) по делам ГОЧС Олюторского района. На основании указанных актов обследования объектов по каждому объекту произведен сметный расчет на проведение аварийно-восстановительных работ, утвержденных главой Олюторского района Корякского автономного округа.
Постановлением Губернатора Корякского автономного округа "Об утверждении сметной документации на аварийно-восстановительные работы по объектам жилого фонда, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы населенных пунктов Олюторского района, получившим разрушения в результате землетрясения" N 309/1 от 11.05.2006 утверждена сметная документация ООО "Теплокомпания" на проведение аварийно-восстановительных работ в селах Тиличики, Корф и Хаилино Олюторского муниципального района КАО согласно сводному реестру мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, финансируемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации (Приложение N 1).
Согласно Приложению N 1 к указанному постановлению утвержден перечень объектов, подлежащих восстановлению, и утверждена сметная стоимость аварийно-восстановительных работ на общую сумму 156990225 руб.
Губернатором Корякского автономного округа 05.06.2006 утвержден Сводный реестр мероприятий по ликвидации последствий землетрясения, произошедшего 21.04.2006 и последующих толчков на территории Олюторского района Корякского автономного округа, финансируемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которым определены объекты, подлежащие ремонту, и стоимость работ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1638-р от 19.11.2006 - в 2006 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий землетрясения, произошедшего в апреле 2006 года на территории Корякского автономного округа, администрации КАО было выделено 143503200 руб. на финансирование неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы с распределением в соответствии с Приложением к данному Распоряжению.
Неоплата выполненных работ в полном объеме послужила основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Повторно рассматривая дело, исследовав представленные в дело доказательства в совокупности и руководствуясь статьями 702, 708, 740, 763 ГК РФ, суд пришел к выводу о согласовании сторонами всех существенных условий договора от 07.05.2006 N 02-06 на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в с. Тиличики Олюторского района Коряксогого автономного округа и об отсутствии правовых оснований для признания его незаключенным и факта неосновательного обогащения.
В этой связи отклоняются доводы жалобы ГУКП "Дирекция строящихся объектов и автомобильных дорог" о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и закону.
Поскольку акты N 103-1 от 27.06.2007 N 138, от 17.07.2008 составлены Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае без участия представителя истца, выполнявшего работы, суд правомерно не принял их в качестве доказательства выполнения работ с завышением объемов и ненадлежащего качества.
Суд также установил, что задания на проектирование объектов: "Подготовка к зиме системы жилого фонда и объектов социальной сферы с. Тиличики Олюторского района КАО", "Аварийно-восстановительные работы жилого фонда и объектов социальной сферы с. Тиличики Олюторского района КАО" выданы администрацией с.Тиличики и утверждены главой Олюторского района, а выполненный объем работ подтвержден актами выполненных работ, на основании которых возникло денежное обязательство перед истцом у администрации Олюторского муниципального образования, сделал обоснованный вывод об удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы о том, что истцом не направлялись копии искового заявления администрации Олюторского муниципального района, опровергаются материалами дела, сопроводительными письмами истца от 11.11.2008, уведомлением о вручении заказного письма 19.11.2008. Поэтому отклоняются доводы жалобы администрации Олюторского муниципального района о нарушении судом положений статей 8, 9 АПК РФ.
Таким образом, судом исследованы все представленные в дело доказательства, установлены все имеющие существенное значение для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального права.
Материалами дела не подтверждаются доводы жалоб о нарушении судом норм процессуального права.
С учетом изложенного, кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.01.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу N А24-5750/2007 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1638-р от 19.11.2006 - в 2006 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий землетрясения, произошедшего в апреле 2006 года на территории Корякского автономного округа, администрации КАО было выделено 143503200 руб. на финансирование неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы с распределением в соответствии с Приложением к данному Распоряжению.
...
Повторно рассматривая дело, исследовав представленные в дело доказательства в совокупности и руководствуясь статьями 702, 708, 740, 763 ГК РФ, суд пришел к выводу о согласовании сторонами всех существенных условий договора от 07.05.2006 N 02-06 на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в с. Тиличики Олюторского района Коряксогого автономного округа и об отсутствии правовых оснований для признания его незаключенным и факта неосновательного обогащения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 сентября 2009 г. N Ф03-3687/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.