Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В, судей Лёшиной Т.Е, Роменской В.Н, при секретаре Олейник Н.О, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 марта 2022 г. по административному делу N 2а-755/2022 (2а-6081/2021;) по административному иску Бирюковой Юлии Рамилевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным уведомления, заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Административный истец Бирюкова Ю.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным уведомления.
В обоснование заявленных требований указала, что она с ДД.ММ.ГГГГ г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N Для изменения разрешенного использования земельного участка административный истец обратился в Управление Росреестра по Самарской области. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Росреестра по Самарской области отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N на вид "Обслуживание автотранспорта (4.9)". С указанным ответом административный истец не согласна, что явилось основанием обращения в суд.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просила суд признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года N N, обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем внесения изменений в данные Единого государственного реестра недвижимости сведений о виде разрешенного использования "Обслуживание автотранспорта (4.9)" в отношении земельного участка с кадастровым номером N
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 марта 2022 г. постановлено: "Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N N
Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области совершить регистрационные действия по внесению изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N" (л.д. 107-112).
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 115-117).
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика по доверенности доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, в удовлетворении требований административного истца отказать.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности против доводов апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав доводы явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Бирюкова Ю.Р. с ДД.ММ.ГГГГ года является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, с месторасположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка Почтовый адрес ориентира: "адрес" (л.д. 12-17).
Вид разрешенного использования: для ведения гражданами садоводства и огородничества.
Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N N утверждены правила землепользования и застройки городского округа Тольятти (далее ПЗиЗ).
В соответствии с градостроительным планом земельного участка N N земельный участок расположен в территориальной зоне "Ж-3" Зона средней жилой застройки (л.д. 33-40).
В соответствии с ПЗиЗ к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства относится Обслуживание автотранспорта (4.9) - наземные и подземные стоянки для хранения автотранспорта (в том числе встроенные в жилые дома).
Бирюкова Ю.Р. реализуя право, установленное пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на обслуживание автотранспорта (4.9) (л.д. 29-30).
Управлением Росреестра по Самарской области в рамках возложенных полномочий рассмотрено заявление.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Самарской области вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового реестра до ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 42).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Росреестра по Самарской области отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N на вид "Обслуживание автотранспорта (4.9)" (л.д. 10-11).
В обоснование отказа в удовлетворении заявления Управление Росреестра по Самарской области указало, что изменение разрешенного использования земельного участка осуществляется с условием уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдений установленных требований, однако согласно сведений ЕГРН на данном земельном участке объект недвижимости не расположен, в соответствии с этим не расположены стоянки для хранения автотранспорта; земельные участок находится в границах СНТ, при отсутствии сведений о его ликвидации или исключению из единого государственного реестра юридических лиц; в отношении территории на котором расположен земельный участок разработан проект межевания, в соответствии с которым земельный участок расположен на территории общего пользования, в связи с чем, оснований для изменения вида разрешенного использования не имеется.
Разрешая административные исковые требования, суд исходил из того, что земельный участок расположен в граница садового товарищества. В соответствии с представленными в дело доказательствами, сведений о юридическом лице СТ "Гражданпроект", о решении о ликвидации юридического лица на основании заявления регистрирующего органа не имеется, таким образом указанное юридическое лицо ликвидировано до начала действия Закона о регистрации, что в соответствии с п. 24 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является исключением из запрета изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков. Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ года N N утвержден проект планировки с проектом межевания территории ограниченной улицами Кирова, Лесная, Комсомольская и границей городского леса в Центральном района г..Тольятти. Земельный участок образован и приобретен административным истцом до утверждения указанного проекта планировки с проектом межевания территории ограниченной улицами Кирова, Лесная, Комсомольская и границей городского леса в Центральном района г..Тольятти. Доказательств того, что на спорном земельном участке расположены какие-либо объекты общего пользования занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования на спорном земельном участке ответчиком не представлено. На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии несоответствия уведомления Управления Росреестра по Самарской области об отказе государственного кадастрового учета требованиям закона, что привело к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца, что является основанием для признания оспариваемого Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ N N - незаконным.
Суд также пришел к выводу, что в целях восстановления прав, свобод и законных интересов Бирюковой Ю.Р. необходимо обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области совершить регистрационные действия по внесению изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N N являются верными.
В ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" закреплен перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Таким образом, последствием не устранения причин, по которым процедура проведения кадастрового учета была приостановлена, является принятие регистрирующим органом решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Так, из материалов дела следует, что Бирюкова Ю.Р. реализуя право, установленное пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на Обслуживание автотранспорта (4.9) (л.д. 29-30).
ДД.ММ.ГГГГ Управления Росреестра по Самарской области вынесено уведомление N N о приостановлении государственного кадастрового учета до ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 42).
Основанием для приостановления государственного кадастрового учета послужили следующие основания: отсутствие информации о том, что СТ "Гражданпроект" ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц, как недействующее; отсутствие информации о том, образован ли заявленный земельный участок из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан; отсутствие на земельном участке согласно сведениям ЕГРН, объекта недвижимости, а соответственно и стоянки для хранения автотранспорта.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом через своего представителя поданы дополнительные документы к ранее поданному заявлению (л.д. 46-47).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Самарской области вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета N N (л.д. 50).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Самарской области вынесено оспариваемое уведомление об отказе государственного кадастрового учета N N (л.д. 10-11).
В обоснование отказа в удовлетворении заявления Управление Росреестра по Самарской области указало, что отсутствует информация о том, что СТ "Гражданпроект" ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц, как недействующее; отсутствует информация о том, образован ли заявленный земельный участок из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан, также указано, что изменение разрешенного использования земельного участка осуществляется с условием уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдений установленных требований, однако согласно сведений ЕГРН на данном земельном участке объект недвижимости не расположен, в соответствии с этим не расположены стоянки для хранения автотранспорта; земельные участок находится в границах СНТ, при отсутствии сведений о его ликвидации или исключению из единого государственного реестра юридических лиц; в отношении территории, на которой расположен земельный участок, разработан проект межевания, в соответствии с которым земельный участок расположен на территории общего пользования, в связи с чем, оснований для изменения вида разрешенного использования не имеется.
Согласно пункту 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года N 278 (далее - Административный регламент), уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления. Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
В соответствии с пунктом 71 названного Административного регламента уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов. Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 239 Административного регламента установлено, что в случае если документы, дополнительно представленные заявителем, устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав возобновляются со дня представления дополнительных документов на срок, оставшийся (неистекший) до приостановления. В случае если документы, дополнительно представленные заявителем, не устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (отсутствуют необходимые сведения или сведения не исправлены либо дополнительно представленные документы выявили новые основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием причин, препятствующих их осуществлению.
Между тем, основание для отказа, указанное в уведомление об отказе государственного кадастрового учета N N, о том, что в отношении территории, на которой расположен земельный участок разработан проект межевания территорий, земельный участок расположен на территории общего пользования, не было приведено в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета.
Таким образом, у административного истца отсутствовала возможность устранить указанное нарушение, являющееся основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд проверяет соблюдение указанного порядка (подпункт "б" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела.
Указанное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской основание в виде наличия проекта межевания территории является существенным, может повлиять на права административного истца.
При таких обстоятельствах, решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ N N не может быть признано законным, поскольку процедура принятия решения нарушена. Судом первой инстанции процедура принятия решения не проверялась. Вывод суда первой инстанции о законности отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ N N в связи с наличием проекта межевания территории в отношении территории, на которой расположен земельный участок, принадлежащей административному истцу, не соответствует требованиям законодательства, поскольку данное основание отказа не являлось предметом приостановления регистрационных действий, решение в данной части подлежит отмене.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о незаконности отказа в осуществлении государственного кадастрового учета на основании ч. 24 ст. 54 Федерального закона N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" соответствует требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Частью 24 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.
В силу ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) -
- акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах, включая коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (пункт 1 статьи 4, подпункт "п" пункта 1 статьи 5).
Поскольку в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 4 Закона о регистрации государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, то есть официальным источником сведений о юридическом лице, указанные в реестре данные считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного Федерального закона регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.
Согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ Правительство РФ приняло постановление от 19 июня 2002 года N 441 "Об утверждении Порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
В силу указанного Порядка передача регистрационных дел ранее зарегистрированных юридических лиц от органов, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона N 129-ФЗ в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, - управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации и инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам осуществляется в течение шести месяцев со дня введения в действие Федерального закона N 129-ФЗ на основании запросов регистрирующих органов. Передача регистрационных дел юридических лиц осуществляется на основании подписываемого уполномоченными должностными лицами органов, ранее осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц, и регистрирующего органа акта приема-передачи дел.
Как следует из пункта 3 статьи 26 Федерального закона N 129-ФЗ передача регистрационных дел ранее зарегистрированных юридических лиц является основанием для внесения сведений о данных юридических лицах в единый государственный реестр юридических лиц, а непредставление в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного выше Федерального закона в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном статьей 21.1, пунктами 7 и 8 статьи 22 настоящего Федерального закона.
Как следует из имеющихся в материалах дела ответов налоговых органов в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения об СТ "Гражданпроект".
В соответствии с решением исполнительного комитета Тольяттинского городского совета депутатов трудящихся Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N N Тольяттинскому филиалу института "Куйбышевгражданпроект" были выделены земельные участки под коллективные сады в районе ул. Лесной (л.д. 54).
Согласно постановления Администрации г.о. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N N садовому товариществу "Тольяттигражданпроект" был выдан акт на право пользования земельным участком под огороды без права возведения строений и посадки плодово-ягодных насаждения по ул. Лесной (л.д.54).
Статьей 26 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусмотрено, что правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения его устава. Если устав юридического лица подлежит регистрации, правоспособность юридического лица возникает в момент регистрации устава.
Исходя из п. 3 Указа Президента РФ N 1482 от 08.07.1994 государственной регистрации подлежали не только вновь создаваемые юридические лица, но и действующие.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР N 5 от 30.03.1990 "О применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ" (с изменениями от 30.11.1990) садоводческие товарищества являются составной частью системы кооперации, и в силу статьи 11 Закона СССР "О кооперации в СССР" садоводческое товарищество считается созданным с момента его государственной регистрации исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту нахождения товарищества. Регистрация должна быть проведена не позднее 30 дней с момента подачи заявления и необходимых документов.
Таким образом, правоспособность садоводческого товарищества "Гражданпроект" как юридического лица возникает с момента государственной регистрации в районном (городском) Совете народных депутатов.
Деятельность садоводческого товарищества может быть прекращена решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, зарегистрировавшего товарищество, по мотивам, указанным в пункте 2 ст. 15 Закона СССР "О кооперации в СССР" (п. 13 Пленума Верховного Суда СССР N 5 от 30.03.1990 "О применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ").
Согласно представленной в материалы дела архивной справке N м7981/04-2 от 26.07.2021, МКУ г.о. Тольятти Самарской области "Тольяттинский архив" сведениями о регистрации (перерегистрации) и ликвидации садового товарищества "Гражданпроект" не располагает (л.д. 53, оборот).
Также из ответа Департамента градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти Самарской области на обращение руководителя правого департамента администрации г.о. Тольятти Самарской области следует, что информация о передаче администрацией г. Тольятти в налоговый орган сведений о регистрации СТ "Тольяттигражданпроект" и о том, содержат ли списки (реестр) юридических лиц сведения о СТ "Тольяттигражданпроект", в администрации г.о. Тольятти отсутствуют.
Из представленных в материалы дела документов следует, что регистрационное дело садоводческого товарищество не было передано в установленном законодательством порядке в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации в связи с чем, товарищество не прошло государственную регистрацию, не было в включено в ЕГРЮЛ. Сведения о регистрации либо о ликвидации товарищества в порядке, установленном действующим до принятия Гражданского Кодекса РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ законодательством в материалах дела также отсутствуют.
Кроме того, в ответе Департамента градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти Самарской области N N от ДД.ММ.ГГГГ на запрос государственного регистратора Управления Росреестра по Самарской области указано, что границы товарищества "Гражданпроект" не были оформлены в соответствии с действующим законодательством и установленных координат не имеют, в связи с чем невозможно однозначно определить входит ли территория заявленного земельного участка в территорию отвода с/т "Гражданпроект" (л.д. 45). Указанное также следует из ответа Департамента градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти Самарской области N N от ДД.ММ.ГГГГ. на обращение Бирюковой Ю.Р. (л.д. 32).
Из чего следует, что сведения о том, что СТ "Гражданпроект" ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц, как недействующее; и о том, образован ли заявленный земельный участок из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан, отсутствие которых явилось основанием для приостановления и последующего отказа в государственном кадастровом учете, по объективным причинам не могли быть представлены заявителем.
При указанных обстоятельствах, норма о запрете изменения вида разрешенного использования земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного СТ "Гражданпроект" не подлежала применению регистрирующим органом.
Еще одним основанием для приостановления государственной кадастровой регистрации и последующего отказа в его проведении является то обстоятельство, что по сведениям ЕГРН на данном земельном участке объект недвижимости не расположен, в соответствии с чем и не расположены стоянки для хранения автотранспорта.
Положениями п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ определены категории земель по целевому назначению.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст. 37 "Градостроительного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Земельный участок в соответствии с градостроительным планом земельного участка N РФ N расположен в территориальной зоне "Ж-3" ПЗиЗ, в соответствии с которой, к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства относится Обслуживание автотранспорта (4.9) - наземные и подземные стоянки для хранения автотранспорта (в том числе встроенные (в том числе встроенные в жилые дома).
В соответствии с позицией административного ответчика для изменения вида разрешенного использования земельного участка, Бирюковой Ю.Р. необходимо фактически использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка - Обслуживание автотранспорта (4.9) - наземные и подземные стоянки для хранения автотранспорта (в том числе встроенные (в том числе встроенные в жилые дома), при виде разрешенного использования "для ведения гражданами садоводства и огородничества", что противоречит п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым земли, населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, в связи с чем, по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и поэтому доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что в целях восстановления прав, свобод и законных интересов Бирюковой Ю.Р. необходимо обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области совершить регистрационные действия по внесению изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление административного истца об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N на вид "Обслуживание автотранспорта (4.9)". В указанной части решение суда также подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 марта 2022 г. отменить в части, изложив резолютивную часть решения следующим образом:
"Административные исковые требования Бирюкова Ю.Р. удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ N N
Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области повторно рассмотреть заявление Бирюкова Ю.Р. от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.