Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой О.В, Кузнецова С.Л, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 12 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2021 г. по гражданскому делу N 2-447/2021 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Няндомском районе Архангельской области (межрайонному) о признании незаконным решения, включении в стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с иском к Государственному учреждению ? Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонному) (далее - Управление) о признании незаконным решения, включении в стаж периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию, указав, что 19.10.2020 г. он обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ "О страховых пенсиях"). Решением Управления от 30.10.2020 г. N 72 ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием специального стажа работы и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Ответчиком не включен в льготный стаж период работы мастером леса с 24.10.2001 г. по 01.11.2002 г, в связи с отсутствием кода "особые условия труда" и кода территориальных условий "МКС". Также исключены из стажа иные периоды.
Уточнив исковые требования, ФИО1 просил признать незаконным решение Управления об отказе в установлении (выплате) пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" от 30.10.2020 г..N72, обязать ответчика включить в стаж в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 указанного закона: периоды с 01.01.1992 г..по 01.02.1999 г, с 01.01.2012 г..по 09.01.2012 г, с 13.02.2012 г..по 16.02.2012 г, с 18.02.2012 г..по 31.03.2012 г, с 01.02.2018 г..по 01.04.2018 г, с 02.04.2018 г..по 18.09.2018 г, с 19.09.2018 г..по 29.12.2018 г, в стаж в соответствии с п.7 ч.1 ст.30 того же закона: периоды с 02.02.1999 г..по 23.10.2001 г, с 24.10.2001 г..по 01.11.2002 г, в страховой стаж: периоды 07.01.2017 г, 17.10.2017 г, 08.12.2017 г, с 01.01.2018 г..по 01.04.2018 г, 09.04.2018 г, 27.04.2018 г, 23.05.2018 г, 06.06.2018 г, с 11.06.2018 г..по 15.06.2018 г, с 16.07.2018 г..по 17.08.2018 г, с 20.08.2018 г..по 22.08.2018 г, 29.08.2018 г, с 03.09.2018 г..по 17.09.2018 г, с 03.06.2019 г..по 04.06.2019 г, 15.08.2019 г, с 09.01.2020 г..по 17.01.2020 г, 02.03.2020 г..; в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: период с 02.01.2002 г..по 26.02.2002 г..; в страховой стаж, стаж работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст.30 закона и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: периоды с 08.02.2008 г..по 13.02.2008 г, с 01.03.2008 г..по 12.03.2008 г, с 14.03.2008 г..по 16.03.2008 г, с 27.03.2008 г..по 31.03.2008 г, 16.04.2008 г, 21.05.2008 г, с 08.06.2008 г..по 17.06.2008 г, 09.09.2008 г, с 10.11.2008 г..по 13.11.2008 г, с 13.12.2008 г..по 15.12.2008 г, с 19.12.2008 г..по 23.12.2008 г, 16.04.2009 г, с 27.04.2009 г..по 11.05.2009 г, с 03.06.2009 г..по 16.06.2009 г, с 13.04.2010 г..по 22.04.2010 г, с 06.05.2010 г..по 11.05.2010 г, с 14.09.2010 г..по 15.09.2010 г, 25.02.2011 г, 21.04.2011 г, с 01.05.2011 г..по 10.05.2011 г, 01.07.2011 г, с 01.09.2011 г..по 02.09.2011 г, 10.01.2012 г, 17.02.2012 г, с 16.04.2012 г..по 17.04.2012 г..; в стаж работы в
местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: период учебы с 01.09.1984 г..по 14.07.1987 г, службы по призыву с 18.05.1988 г..по 04.06.1990 г, периодов 14.06.2001 г, 28.08.2001 г, 06.09.2001 г, с 07.12.2001 г..по 10.12.2001 г, с 11.01.2012 г..по 12.02.2012 г, в стаж работы в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 закона, и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: периоды с 01.01.2008 г..по 07.02.2008 г, с 14.02.2008 г..по 28.02.2008 г, 13.03.2008 г, с 17.03.2008 г..по 26.03.2008 г, с 01.04.2008 г..по 15.04.2008, с 17.04.2008 г..по 20.05.2008 г, с 22.05.2008 г..по 07.06.2008 г, с 18.06.2008 г..по 08.09.2008 г, с 10.09.2008 г..по 09.11.2008 г, с 14.11.2008 г..по 12.12.2008 г, с 16.12.2008 г..по 18.12.2008 г, с 24.12.2008 г..по 31.12.2008 г, с 11.01.2009 г..по 31.01.2009 г, с 02.02.2009 г..по 14.04.2009 г, с 17.04.2009 г..по 19.04.2009 г, с 24.04.2009 г..по 26.04.2009 г, с 01.06.2009 г..по 02.06.2009 г, с 17.06.2009 г..по 25.06.2009 г, с 09.11.2009 г..по 09.12.2009 г, с 26.07.2010 г..по 29.07.2010 г, с 01.08.2010 г..по 13.09.2010 г, с 26.10.2010 г..по 31.10.2010 г, с 03.11.2010 г..по 06.12.2010 г, с 16.07.2011 г..по 31.07.2011 г, с 03.08.2011 г..по 31.08.2011 г, с 26.12.2011 г..по 28.12.2011 г, с 11.01.2012 г..по 12.02.2012 г, с 10.04.2012 г..по 15.04.2012 г, в страховой стаж, стаж работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 закона период учебы с 01.09.1984 г..по 14.07.1987 г, период службы по призыву с 18.05.1988 г..по 04.06.1990 г..; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с 19.10.2020 г..
Определением суда от 19.07.2021 г. произведена замена ответчика на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Отделение).
Решением Няндомского районного суда Архангельской области от 12 августа 2021 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
На Отделение возложена обязанность включить в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 - учеба с 01.09.1984 по 14.07.1987 (2 года 10 месяцев 14 дней), период службы по призыву с 18.05.1988 по 04.06.1990 (ограниченной продолжительностью 1 год 22 дня), всего 3 года 11 месяцев 6 дней;
- стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: с 02.01.2002 по 26.02.2002 (1 месяц 25 дней), с 08.02.2008 по 13.02.2008 (6 дней), с 01.03.2008 по 12.03.2008 (12 дней), с 14.03.2008 по 16.03.2008 (3 дня), с 27.03.2008 по 31.03.2008 (5 дней), 16.04.2008 (1 день), 21.05.2008 (1 день), с 08.06.2008 по 17.06.2008 (10 дн.), 09.09.2008 (1 день), с 10.11.2008 по 13.11.2008 (4 дня), с 13.12.2008 по 15.12.2008 (3 дня), с 19.12.2008 по 23.12.2008 (5 дней), 16.04.2009 (1 день), с 27.04.2009 по 11.05.2009 (17 дней), с 03.06.2009 по 16.06.2009 (14 дней), с 13.04.2010 по 22.04.2010 (10 дней), с 06.05.2010 по 11.05.2010 (6 дней), с 14.09.2010 по 15.09.2010 (2 дня), 25.02.2011 (1 день), 21.04.2011 (1 день), с 01.05.2011 по 10.05.2011 (10 дней), 01.07.2011 (1 день), с 01.09.2011 по 02.09.2011 (2 дня), 10.01.2012 (1 день), 17.02.2012 (1 день), с 16.04.2012 по 17.04.2012 (2 дня);
с 01.01.2008 по 07.02.2008 (1 месяц 7 дней), с 14.02.2008 по 28.02.2008 (15 дней), с 13.03.2008 по 13.03.2008 (1 день), с 17.03.2008 по 26.03.2008 (10 дней), с 01.04.2008 по 15.04.2008 (15 дней), с 17.04.2008 по 20.05.2008 (1 месяц 4 дня), с 22.05.2008 по 07.06.2008 (16 дней); с 18.06.2008 по 08.09.2008 (2 месяца 21 дней), с 10.09.2008 по 09.11.2008 (2 месяца), с 14.11.2008 по 12.12.2008 (29 дней), с 16.12.2008 по 18.12.2008 (3 дня), с 24.12.2008 по 31.12.2008 (8 дней), с 11.01.2009 по 31.01.2009 (21 день), с 02.02.2009 по 14.04.2009 (2 месяца 13 дней), с 17.04.2009 по 19.04.2009 (3 дня), с 24.04.2009 по 26.04.2009 (3 дня), с 01.06.2009 по 02.06.2009 (2 дня), с 17.06.2009 по 25.06.2009 (9 дней), с 09.11.2009 по 09.12.2009 (1 месяц 1 день), с 26.07.2010 по 29.07.2010 (4 дня), с 01.08.2010 по 13.09.2010 (1 месяц 13 дней), с 26.10.2010 по 31.10.2010 (6 дней), с 03.11.2010 по 06.12.2010 (1 месяц 4 дня), с 16.07.2011 по 31.07.2011 (16 дней), с 03.08.2011 по 31.08.2011 (29 дней), с 26.12.2011 по 28.12.2011 (3 дня), с 11.01.2012 по 12.02.2012 (1 месяц 2 дня), с 10.04.2012 по 15.04.2012 (6 дней);
14.06.2001 (1 день), 28.08.2001 (1 день), 06.09.2001 (1 день), с 07.12.2001 по 10.12.2001 (4 дня), с 11.01.2012 по 12.02.2012 (1 месяц 1 день); общей продолжительностью 2 года 3 месяца 27 дней;
- в страховой стаж периоды:
07.01.2017 (1 день), 17.10.2017 (1 день), 08.12.2017 (1 день), с 01.01.2018 по 01.04.2018 (3 месяца 1 день), 09.04.2018 (1 день), 27.04.2018 (1 день), 23.05.2018 (1 день), 06.06.2018 (1 день), с 11.06.2018 по 15.06.2018 (3 дня), с 16.07.2018 по 17.08.2018 (1 месяц 1 день), с 20.08.2018 по 22.08.2018 (3 дня), 29.08.2018 (1 день), с 03.09.2018 по 17.09.2018 (15 дней), с 03.06.2019 по 04.06.2019 (2 дня), 15.08.2019 (1 день), с 09.01.2020 по 17.01.2020 (9 дней), 02.03.2020(1 день);
с 02.01.2002 по 26.02.2002 (1 месяц 25 дней);
с 08.02.2008 по 13.02.2008 (6 дней), с 01.03.2008 по 12.03.2008 (12 дней), с 14.03.2008 по 16.03.2008 (3 дня), с 27.03.2008 по 31.03.2008 (5 дней), 16.04.2008 (1 день), 21.05.2008 (1 день), с 08.06.2008 по 17.06.2008 (10 дней), 09.09.2008 (1 день), с 10.11.2008 по 13.11.2008 (4 дня), с 13.12.2008 по 15.12.2008 (3 дня), с 19.12.2008 по 23.12.2008 (5 дней), 16.04.2009 (1 день), с 27.04.2009 по 11.05.2009 (17 дней), с 03.06.2009 по 16.06.2009 (14 дней), с 13.04.2010 по 22.04.2010 (10 дней), с 06.05.2010 по 11.05.2010 (6 дней), с 14.09.2010 по 15.09.2010 (2 дня), 25.02.2011 (1 день), 21.04.2011 (1 день), с 01.05.2011 по 10.05.2011 (10 дней), 01.07.2011 (1 день), с 01.09.2011 по 02.09.2011 (2 дня), 10.01.2012 (1 день), 17.02.2012 (1 день), с 16.04.2012 по 17.04.2012 (2 дня);
-учеба с 01.09.1984 по 14.07.1987 (2 года 10 месяцев 14 дней), период службы по призыву с 18.05.1988 по 04.06.1990 г; общей продолжительностью 6 лет 10 дней.
Признано незаконным решение Отделения от 30.10.2020 г. в части исключения вышеуказанных периодов из соответствующего стажа ФИО1
В удовлетворении требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013, стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, остальных заявленных периодов, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию отказано.
С Отделения в пользу ФИО1 взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 09 декабря 20221 года решение Няндомского районного суда Архангельской области от 12.08.2021 отменено в части отказа во включении в специальный стаж периода службы в армии продолжительностью 02 года 17 дней, признании незаконным решения об отказе в его включении, назначении пенсии и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Принято по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения, включении в стаж периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию удовлетворены частично.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обязано включить в стаж ФИО1 в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" период службы по призыву с 18.05.1988 по 04.06.1990 (продолжительностью 02 года 17 дней).
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 30.10.2020 в части отказа во включении в стаж Симонова Юрия Николаевича в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периода службы по призыву с 18.05.1988 по 04.06.1990 продолжительностью 02 года 17 дней и в части отказа в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обязано назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с 19.10.2020.
В остальной части решение Няндомского районного суда Архангельской области от 12.08.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе содержится просьба об отмене принятых судебных постановлений в части включения в стаж периодов службы по призыву.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса).
Такие нарушения допущены нижестоящими судами.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 19.10.2020 г. истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с недостаточностью специального стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. При этом страховой стаж истца на дату обращения с заявлением составил более 29 лет, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 18 лет 09 месяцев 06 дней, стаж работы в тяжелых условиях труда - 08 лет 06 месяцев 02 дня.
В стаж истца не включены спорные периоды.
Согласно записям в трудовой книжке истца, он принят в Каргопольское районное предприятие "Агросервис" электросварщиком 3 разряда с 13.09.1991; 02.02.1999 переведен в РСУ мастером на заготовку леса; 10.04.2000 внесена запись "в записи N 8 следует читать профессию в следующей редакции электросварщик ручной сварки 3 разряда", 23.10.2001 уволен в порядке перевода в сельскохозяйственное предприятие "МТС" - Каргопольский Филиал СТО ОСООИ.
Истец ссылается на то обстоятельство, что в спорный период с 01.01.1992 г. по 01.02.1999 г. он работал в должности электросварщика ручной сварки.
Как следует из материалов дела, работодатель истца факт работы в спорный период с 01.01.1992 г. по 01.02.1999 г. на работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не подтвердил, соответствующую справку истцу не выдал.
В первичных документах, а именно в документах архивных фондов "Каргопольского районного предприятия "Агросервис", "Акционерного общества "Агросервис" Каргопольского района", "Акционерного общества открытого типа "Агросервис", Открытого акционерного общества (ОАО) "Агросервис" имеются сведения, аналогичные записям в трудовой книжке относительно наименования должности истца.
Табели учета рабочего времени работников, наряды, должностные инструкции, личные карточки уволенных работников за 1991-2001 годы на хранение в архивный отдел не поступали.
В лицевых счетах по заработной плате за 1992-1997 годы значится ФИО1, дата рождения не указана, другие работники в вышеуказанных лицевых счетах с фамилией и инициалами ФИО1 не значатся. Должность за 1991 год "эл/св III р.", за 1992-1997 годы должность не указана.
Как следует из самого приказа от 10.04.2000 N 30 л/с, запись в трудовую книжку истца о внесении изменений в запись N 8 (относительно вида сварки) внесена на основании Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10.
Согласно материалам дела, истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 10.12.1998.
Спорный период работы имел место как до регистрации в указанной системе, так и после.
Как следует из выписки из лицевого счета истца, за период после регистрации в системе пенсионного страхования работодатель истца, при том, что еще в 2000 году внес запись в трудовую книжку, а именно запись N изложил в иной редакции, указав должность истца как электросварщик ручной сварки 3 разряда, код льготной работы не передал, сведения персонифицированного учета не откорректировал.
Вместе с тем, в силу ст. ст. 3, 6, 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Учитывая изложенное выше, отсутствие в материалах дела доказательств, безусловно подтверждающих факт работы в льготной должности, указанное не позволяет сделать вывод о том, что истец в спорный период с 01.01.1992 г. по 01.02.1999 г. работал именно в должности электросварщика ручной сварки.
Отказывая во включении в специальный стаж периода работы с 01.01.1992 г. по 01.02.1999 г, суд первой инстанции исходил из отсутствия законных оснований для его включения в данный стаж.
Согласно материалам дела, в период с 18.05.1988 г. по 04.06.1990 г. (продолжительность 02 года 17 дней) истец проходил службу по призыву в рядах Советской армии.
Включая в стаж с тяжелыми условиями труда период службы в армии продолжительностью 01 год 22 дня, отказывая во включении в специальный стаж иной части периода службы в армии, суд первой инстанции, руководствовался Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" и исходил из того, что стаж работы истца в тяжелых условиях труда до 01.01.1992 г. составляет 01 год 22 дня, соответственно период службы по призыву может быть включен в указанный вид стажа продолжительностью, не превышающей 01 год 22 дня.
Проверяя законность судебного решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части, обратил внимание на то, что в период службы в армии действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N590, согласно пп."к" п. 109 которого, кроме работы в качестве рабочего или служащего, в общий стаж работы засчитывалась также служба в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. "а" и "б" п. 16), периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
По мнению суда апелляционной инстанции, учитывая, что период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР следовал за периодом работы в тяжелых условиях труда, дающим право на льготное пенсионное обеспечение, включенный пенсионным органом в стаж с тяжелыми условиями труда, период службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежал включению в специальный стаж работы в тяжелых условиях труда.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, пришла к выводу, что вывод суда первой инстанции о том, что в стаж с тяжелыми условиями труда может быть включена только часть периода службы, соответствующая части периода работы, имевшего место до ведения нового правового регулирования, несостоятелен.
При этом указав, что действительно, в силу п. 109 Положения, в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Судом первой инстанции имевший место перед работой в тяжелых условиях труда период обучения в СПТУ N18 г. Темиртау с 01.09.1984 по 14.07.1987 включен в специальный стаж истца в полном объеме, в то время как и период службы в армии не превышал в целом имеющийся специальный стаж работы истца с тяжелыми условиями труда (08 лет 06 месяцев 02 дня). В этой связи в специальный стаж подлежал включению весь период службы истца в армии.
Решение суда в части отказа во включении в специальный стаж периода службы в армии продолжительностью 02 года 17 дней, судом апелляционной инстанции признано неправильным.
При этом, суд апелляционной инстанции отклонил как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе во включении иных периодов в стаж, исходя из следующего.
В стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, судом включены все заявленные периоды работы, кроме периода службы в армии, включение которого в данный вид стажа истцом в апелляционной жалобе не оспаривается.
Вывод суда о не включении в стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периодов с 01.01.2012 по 09.01.2012, с 13.02.2012 по 16.02.2012, с 18.02.2012 по 31.03.2012, с 01.02.2018 по 01.04.2018, с 02.04.2018 по 18.09.2018, с 19.09.2018 по 29.12.2018, а также иных периодов, в стаж работы в соответствии с п.7 ч.1 ст.30 данного закона периодов с 02.02.1999 по 23.10.2001, с 24.10.2001 по 01.11.2002, по мотиву отсутствия в персонифицированном учете кодов льготной работы, по мнению суда апелляционной инстанции, соответствует требованиям ст. ст. 3, 5, 6, 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Согласно данным нормам, как указано выше, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета на работающих граждан подаются работодателями для обеспечения организации и ведения учета сведений о каждом застрахованном лице для последующей реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином, претендующим на назначение досрочной пенсии, письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ.
Апелляционной инстанцией учтено, что таких доказательств сторона истца не представила.
Истец возраста 50 лет достиг 04.08.2019.
Апелляционной инстанцией установлено, что с учетом включения периода службы в армии продолжительностью 02 года 17 дней, периода обучения продолжительностью 02 года 10 месяцев 14 дней в специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом стажа, учтенного пенсионным органом, указанный стаж истца составил более 12 лет 06 месяцев. С учетом включенных судом в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов и данного вида стажа, учтенного пенсионным органом, данный стаж составил более 20 лет.
По мнению суда апелляционной инстанции, наличие страхового стажа в необходимом количестве у истца достаточно. Следовательно, решение ответчика об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости и отказ в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости нельзя признать законными.
Давая оценку собранным по делу доказательствам, апелляционная инстанция пришла к выводу, что решение суда в части отказа во включении в специальный стаж истца периода службы в армии продолжительностью 02 года 17 дней и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 19.10.2020 как принятое при неправильном применении норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" спорный период службы в армии продолжительностью 02 года 17 дней, признании незаконным решения ответчика об отказе в его включении в указанный вид стажа продолжительностью 02 года 17 дней и об отказе в назначении пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения за ее назначением - 19.10.2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции с данными выводами судебных инстанций согласиться не может, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и определение от 05 ноября 2002 г. N 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В спорный период службы по призыву действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (далее - Положение N 590).
Спорный период службы по призыву по действующему на тот период законодательству включался в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях при определенных условиях.
В соответствии с пунктом 109 Положения N 590, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", В соответствии с пунктом 109 Положения N 590, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Подпунктом "к" пункта 109 указанного Положения предусмотрена служба в составе Вооруженных сил СССР.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 109 Положения N 590 кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации. Указанный период, приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Абзац 5 пункта 109 Положения N 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Определение возможности включения в льготный стаж спорных периодов обучения и службы в армии необходимо исходить из продолжительности стажа работы истца по Списку N 2, имеющегося по состоянию на 1 января 1992 года и требований законодательства о возможности учета иной деятельности не более периода непосредственно работы.
Суд, удовлетворяя требования истца, указал, что период службы в армии не превышал в целом имеющийся специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда - 08 лет 06 мес. 02 дня.
Продолжительность специального стажа истца по Списку N 2 на 1 января 1992 г. составила - 01 год 22 дня.
Соответственно, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период службы в армии по призыву и период учебы может быть включен в общем размере не более 01 год 22 дня.
Правовые основания для включения службы в армии по призыву, при продолжительности работы с тяжелыми условиями труда до 1 января 1992 г. - 01 год 22 дня и одновременным включением периода учебы - отсутствуют.
Данное обстоятельство не было принято во внимание судами при вынесении обжалуемых судебных актов.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права, суды не определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и то, какой стороне надлежит их доказывать, не установили эти обстоятельства, не оценили в совокупности имеющиеся по делу доказательства в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что поименованные выше требования норм материального права судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2021 г. подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор исходя из фактических обстоятельств дела и в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 9 декабря 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.