Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу Летова Владимира Александровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Центрального района г. Оренбурга Оренбургской области от 11 февраля 2022 г., решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Летова В.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Центрального района г. Оренбурга Оренбургской области от 11 февраля 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2022 г, Летов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Летов В.А. обратился в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, из содержания которой следует, что он просит отменить судебные акты, приводя доводы об их незаконности и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в самовольном подключении к энергетическим сетям и в безучетном использовании электрической энергии, то есть в отсоединении счетчиков и других контрольных измерительных приборов, определяющих количество потребленной энергии, в изменении показателей контрольно-измерительных приборов. Состав формальный - правонарушение является оконченным с момента подключения к энергетическим сетям или с момента начала неконтролируемого использования электрической энергии. Размер фактически причиненного ущерба для определения наличия административного правонарушения значения не имеет.
Пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г..N 442, безучетное потребление - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса,
измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 35 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, входящих в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета.
Как усматривается из материалов дела, 9 октября 2021 года в 15 часов 00 минут Летов В.А. безучетно потреблял электроэнергию, согласно акту N от 9 октября 2021 г. индикатор на антимагнитной пломбе "данные изъяты" установленной в районе счетного механизма прибора учета, изменил свой контрольный рисунок, что является следствием воздействия магнитных полей.
Заместителем директора филиала ПАО "Россети-Волга"-"Оренбургэнерго" Оренбургское производственное отделение подано заявление в ОП N 2 МУ МВД России "Оренбургское", зарегистрированное 24 ноября 2021 г. в КУСП, по факту безучетного потребления электрической энергией Летовым В.А. и привлечении его к административной ответственности.
Фактические обстоятельства вменяемого Летову В.А. административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 2 декабря 2021 г. (л.д. 4), заявлением заместителя директора филиала ПАО "Россети-Волга"-"Оренбургэнерго" Оренбургское производственное отделение по факту безучетного потребления использования электрической энергии (л.д. 7), актом от 9 октября 2021 г. N г. (л.д. 8), актом ввода (проверки) прибора учета в эксплуатацию от 13 ноября 2017 г. (л.д. 49), видеозаписью и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, Летов В.А. самовольно (безучетно) использовал электрическую энергию.
Совершенное им деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности названного лица в его совершении.
Доводы поданной жалобы об отсутствии в действиях Летова В.А. состава административного правонарушения несостоятельны, они опровергаются исследованными доказательствами.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, мировой судья пришел к выводу о том, что они получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с совокупностью других собранных по делу доказательств, являются допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что акт от 9 октября 2021 N г. составлен с грубыми нарушениями, являлся предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашел своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречит совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнут по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Довод жалобы о прекращении производства по делу с истечением срока давности привлечения к административной ответственности подлежит отклонению.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из протокола об административном правонарушении от 2 декабря 2021 г, следует, что Летову В.А. вменяется совершение длящегося правонарушения.
Заявление заместителя директора филиала ПАО "Россети-Волга"-"Оренбургэнерго" Оренбургское производственное отделение по факту безучетного потребления использования электрической энергии поступило в ОП N 2 МУ МВД России "Оренбургское", то есть в орган, должностные лица которого уполномочены составлять протокол об указанном административном правонарушении, и зарегистрировано 24 ноября 2021 г. в КУСП за номером 24346.
В данном случае установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня выявления должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, вменяемого Летову В.А, то есть с 24 ноября 2021 г.
Таким образом, на момент вынесения мировым судьей постановления от 11 февраля 2022 г. срок давности привлечения Летова В.А. к административной ответственности не истек (правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации по делу N 9-АД21-5-К1 от 19 марта 2021 г.).
Порядок привлечения Летова В.А. к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено Летову В.А. в минимальном размере, предусмотренного санкцией части 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 данного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 5 Центрального района г. Оренбурга Оренбургской области от 11 февраля 2022 г, решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2022 г, вынесенные в отношении Летова Владимира Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Летова В.А. - без удовлетворения.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.