Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу защитника Лесниковой Зои Александровны, действующей в интересах исполняющего обязанности начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга Байкарова Анатолия Анатольевича на основании доверенности от 10 января 2022 года, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Центрального района г. Оренбурга от 17 января 2022 года, решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 20 апреля 2022 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга Байкарова Анатолия Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Центрального районного г. Оренбурга от 17 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 20 апреля 2022 года начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга (далее - УЖКХ администрации г. Оренбурга) Байкаров А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Лесникова З.А. просит отменить постановление мирового судьи, решение судьи второй инстанции, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 стать 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Федеральный закон N 89 от 24 июня 1998 года) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156, определено, что контейнерная площадка - это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
На основании пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении в ходе визуального выборочного обследования контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов и прилегающей к ним территории в Центральном районе г. Оренбурга, проведенного прокуратурой Центрального района г. Оренбурга с привлечением специалиста ФГБЗ "Центр эпидемиологии в Оренбургской области" 29 октября 2021 года, выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки и прилегающие к местам погрузки территории, расположенные по адресу:
"адрес" загрязнены отходами (мусор лежит на земле, возле контейнеров, за пределами мусорных площадок, складирование КГО за пределами мусорных площадок, при незаполненных мусорных контейнерах);
"адрес", установлены факты отсутствия ограждения с трех сторон площадки высотой не менее 1 метра, а также факты повреждений ограждений площадок, что свидетельствует о нарушении требований п. 3 СанПиН 2.1.3684-21;
"адрес" 5, "адрес", установлены факты отсутствия специальной площадки для сбора КГО в нарушение требований п. 7 СанПиН 2.1.3684-21;
"адрес", в нарушение требований п. 3 СанПиН 2.1.3688-21 отсутствует ограждение с трех сторон специальной площадки для накопления крупногабаритных отходов (по "адрес" - ограждение повреждено);
"адрес" не организовано твердое асфальтовое покрытие для металлического контейнера для пластиковых отходов, по уь Комсомольской, "адрес" нарушение требований п. 3 СанПиН 2.1.3688-2Т твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.
В ходе осмотра также установлены факты повреждений контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) по следующим адресам: "адрес" (один из двух контейнеров), по "адрес" контейнеры для сбора ТКО, крупногабаритных отходов (КБО) отсутствуют, мусор навален огромными горами за пределами площадки, внутри площадки и близлежащей территории, выходя на проезжую часть.
Данные нарушения выявлены прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в связи с появлением в средствах массовой информации сведений о фактах нарушения закона в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, требованием прокуратуры Оренбургской области что не противоречит требованию подпункта 1 пункта 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и явились основанием для возбуждения постановлением прокурора Центрального района г. Оренбурга в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга Байкарова А.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего его привлечения к административной ответственности по названной норме.
Предыдущими УЖКХ администрации г. Оренбурга осуществляет свою деятельность на основании Положения об Управлении, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 28 июня 2011 года N 187, в котором закреплены полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу раздела 3 положения об управлении жилищно- коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 28 июня 2011 года N 187, управление возглавляет начальник. Начальник управления несет ответственности за деятельность управления, в том числе за ненадлежащее выполнение возложенных на управление полномочий (функций).
Функции по исполнению полномочий органов местного самоуправления в сфере обращения с ТКО на территории города Оренбурга распределены межд. отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Оренбурга (до 3 ноября 2021 года, после 3 ноября 2021 года за территориальными).
Правонарушение выявлено 29 октября 2021 года.
Таким образом, Байкаров А.А, являясь начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга допустил нарушение санитарно-эпидемиологических требований при содержании конейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории г. Оренбурга.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.35 названного Кодекса.
Вывод мирового судьи о совершении Байкаровым А.А. указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние указанного лица квалифицировано по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами законодательства о контрактной системе и названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность постановления мирового судьи проверены судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все доводы защитника являлись предметом проверки судьи второй инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, в обоснование незаконности судебных актов заявитель указывает на то, что с 4 ноября 2021 года полномочия по организации работ по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, закреплены за администрацией округа, в связи с чем к указанным правоотношениям применяются положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, кроме того, Байкаров А.А. не был извещен о проведении проверки.
Данные доводы автора жалобы повторяют доводы, являвшиеся ранее предметом рассмотрения судебных инстанций, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Предыдущими судебными инстанциями установлено, что в соответствии с пунктом 2.70, 2.70.1, 2.70.2 Положения об УЖКХ администрации города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 28 июня 2011 года N 187, именно на УЖКХ г. Оренбурга до 29 ноября 2021 года была возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Доводы о том, что проверка проведена с нарушением части 3 статьи 21 Закона Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (решение о проведении проверки не доведено до Байкарова А.А, проверка проведена в отсутствие полномочного представителя администрации) правомерно не приняты судами.
В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена поименованным кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее-Закон о прокуратуре) предусмотрено, что предметом надзора за исполнением закона являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно части 2 статьи 21 названного Федерального закона проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона (пункт 2 статьи 22).
Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (пункт 1 статьи 25).
Следует отметить, что согласно постановлению Конституционного суда Российской Федерации, изложенную от 17 февраля 2015 года N 2-П, решение о проведении проверки органами прокуратуры не выносится в случае анализа состояния законности без взаимодействия с проверяемым субъектом.
Прокуратурой в данном случае проведена проверка соблюдения законодательства по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с твердыми коммунальными отходами и крупногабаритными отходами на территории г. Оренбурга, без взаимодействия с проверяемым субъектом, произведен осмотр контейнерных площадок сбора ТКО И КБО, расположенных в г. Оренбурге, в ходе которой выявлены факты, указывающие на наличие в действиях привлекаемого лица признаков административного правонарушения.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Дело рассмотрено мировым судьей с соблюдением правил подсудности по месту совершения административного правонарушения.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1, части 2.2 статьи 4.1 названного Кодекса мировым судьей установлено не было.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Центрального района г. Оренбурга от 17 января 2022 года, решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 20 апреля 2022 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга Байкарова Анатолия Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Лесниковой З.А, действующей в интересах исполняющего обязанности начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга Байкарова А.А. - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.