Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Тимохина И.В, судей Бритвиной Н.С. и Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 21 июня 2022 года кассационную жалобу Черновой А.В. на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 17 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 29 апреля 2022 года по административному делу N 2а-4268/2021 по административному исковому заявлению Черновой А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, автономному учреждению Чувашской Республики "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики о признании незаконными действий по передаче неполного пакета документов, о признании незаконными действий по непроведению надлежащей проверки поступившего пакета документов и по осуществлению государственной регистрации права собственности, о признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности, о взыскании причиненных убытков (упущенной выгоды), компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чернова А.В. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра по Чувашской Республике), автономному учреждению Чувашской Республики "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - АУ "МФЦ" Минэкономразвития Чувашии) о признании незаконными действий по передаче неполного пакета документов, о признании незаконными действий по непроведению надлежащей проверки поступившего пакета документов и по осуществлению государственной регистрации права собственности, о признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности, о взыскании причиненных убытков (упущенной выгоды), компенсации морального вреда.
В обоснование иска административным истцом указано, что 16 июня 2021 года ею и Ишмуратовой Е.П. (далее также - покупатель) поданы документы в АУ "МФЦ" Минэкономразвития Чувашии для государственной регистрации перехода права собственности на комнату, в том числе, договор купли-продажи, согласно условиям которого денежные средства передаются покупателем продавцу в день подписания договора. В день подписания договора покупатель не располагал необходимой суммой, в связи с чем стороны договорились произвести расчет в срок до 21 июня 2021 года, о чем сообщили сотруднику АУ "МФЦ", которая в экземплярах расписок сторон сделала отметку о донесении расписки в получении денежных средств. 17 июня 2021 года покупатель уведомила об отказе от покупки, о чем административный истец 18 июня 2021 года сообщила в АУ "МФЦ" Минэкономразвития Чувашии, где ей разъяснили о необходимости подачи сторонами заявления об отказе от заявления о государственной регистрации права. Однако стороны договора не имели возможности подать соответствующие заявление по объективным причинам. Сотрудники АУ "МФЦ" Минэкономразвития в отсутствие расписки о получении денежных средств, передали полученные документы в Управление Росреестра по Чувашской Республике, сотрудники которого не провели проверку документов, не убедились в расчете между сторонами, и в отсутствие расписки о передаче денежных средств, произвели государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости. 23 сентября 2021 года в целях восстановления нарушенного права, административный истец и покупатель подали документы для государственной регистрации соглашения о расторжении договора купли-продажи, за что административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб, которые считает убытками, понесенными в связи с незаконными действиями сотрудников Управления Росреестра по Чувашской Республике, действиями которых ей также причинен моральный вред.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в удовлетворении административного искового заявления Черновой А.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 21 июня 2022 года, Чернова А.В. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как незаконных и необоснованных.
В качестве доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что материалами дела подтвержден факт причинения ей вреда незаконными действиями должностных лиц административных ответчиков, так как должностным лицом АУ "МФЦ" Минэкономразвития Чувашии был принят не полный пакет документов, который впоследствии был передан административному ответчику Управлению Росреестра по Чувашской Республике, который осуществил государственную регистрацию перехода права собственности. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции необоснованно сделал вывод о том, что у Управления Росреестра по Чувашской Республике отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права. Кроме того, судья, рассматривавший дело в первой инстанции, имела некую заинтересованность в исходе дела, что помешало ей объективно изучить материалы дела перед вынесением решения.
Лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Чернова А.В, являясь собственником жилой комнаты, находящейся по адресу: "адрес", 16 июня 2021 года заключила с покупателем договор купли-продажи, в соответствии с условиями которого оплата осуществлялась покупателем продавцу полностью в день подписания договора.
16 июня 2021 года Чернова А.В. и покупатель обратились в АУ "МФЦ" Минэкономразвития Чувашии с заявлениями, в которых просили осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на объект, предоставив, в том числе, договор купли-продажи.
АУ "МФЦ" Минэкономразвития Чувашии направило в Управление Росреестра по Чувашской Республике заявления Черновой А.В. и Ишмуратовой Е.П. о государственной регистрации перехода права собственности на комнату, расписка в получении документов, чек об уплате государственной пошлины и договор купли-продажи.
По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов 22 июня 2021 года осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на объект недвижимости.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления к АУ "МФЦ" Минэкономразвития Чувашии, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что действия сотрудника АУ "МФЦ" Минэкономразвития Чувашии соответствовали нормативным правовым актам при сдаче документов на государственную регистрацию перехода прав собственности, оснований для вынесения решения об отказе в приёме заявления не имелось.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконными действий Управления Росреестра по Чувашской Республике, выразившихся в не проведении надлежащим образом проверки поступившего пакета документов, неосуществлении телефонного звонка ни к одной из сторон, не выяснении проведен ли расчет, не приостановлении автоматически государственной регистрации права собственности без всего необходимого пакета документов, суд первой инстанции, с которым также согласился суд апелляционной инстанции, правомерно исходил из того, что у Управления Росреестра по Чувашской Республике не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права либо приостановления осуществления государственной регистрации прав.
Судебная коллегия находит выводы судов обеих инстанций правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Функции, права, обязанности и ответственность многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг закреплены в статье 16 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
К ним, в частности, относятся, прием и заполнение запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, прием комплексных запросов; представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, составление на основании комплексного запроса заявлений на предоставление конкретных государственных или муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, подписание таких заявлений и скрепление их печатью центра, формирование комплектов документов, необходимых для получения государственных или муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, направление указанных заявлений и комплектов документов в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги.
В соответствии с частью 8 статьи 7, статьей 15 Федерального закона N210-ФЗ многофункциональные центры и его структурные подразделения в рамках заключенного соглашения принимают от заявителя документы, необходимые для получения государственной или муниципальной услуги, передают их уполномоченному исполнительному органу, получают результат и выдают его заявителю. Решение о предоставлении услуги, либо об отказе в предоставлении услуги принимает уполномоченный исполнительный орган.
Пунктом 3 Порядка организации предоставления государственных услуг Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в многофункциональных центрах и (или) привлекаемых организациях (далее - Порядок), закрепленного в приложении N 4 к Соглашению о взаимодействии между АУ "МФЦ" Минэкономразвития Чувашии, Управлением Росреестра по Чувашской Республике и филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике N 04/01-19 от 23 декабря 2019 года, предусмотрено, что работник многофункционального центра, осуществляющий прием заявления (запрос) и необходимых документов, должен удостовериться в личности заявителя проверить срок действия документа, удостоверяющего личность, засвидетельствовать подлинность его подписи на заявлении (запросе), а также составить и заверить своей подписью с указанием фамилии, имени, отчества опись и расписку принятых заявления и прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 4 Порядка в ходе приема документов от заявителя работник осуществляющий прием документов, проверяет представленные заявление (запрос) и документы на предмет: соответствия данных документа удостоверяющего личность, данным, указанным в заявлении (запросе) о предоставлении государственной услуги и прилагаемых необходимых документах; оформления заявления (запроса) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих предоставление государственной услуги; наличия прилагаемых необходимых документов, указанных в заявлении (запросе).
В соответствии с пунктом 5 Порядка работник, осуществляющий прием документов, отказывает в приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, предоставлении сведений из PH и прилагаемых к нему документов, если не установлена личность лица обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе не предъявлен документ удостоверяющий личность такого лица, или лицо, представляющее заявление и прилагаемые к нему документы, отказалось предъявить документ удостоверяющий личность.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с частью 14 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ отказ в приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов не допускается, за исключением случая, указанного в части 15 настоящей статьи.
Частью 15 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в их приеме должно быть отказано непосредственно в момент представления таких заявления и документов, если не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица, или лицо, представляющее заявление и прилагаемые к нему документы, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность.
В силу пункта 2 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Из содержания части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоит, в том числе, из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); не представлено заявление всеми сторонами договора о прекращении государственной регистрации такого договора и (или) прав на его основании и возврате документов без проведения государственной регистрации прав (пункт 41).
Подпунктом 2 пункта 59 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N 278 (далее - Административный Регламент), установлено, что документом-основанием для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются, в том числе: наличие всех необходимых документов (пункт 1); действительность поданных заявителем документов (пункт 4); соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства (пункт 5); наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (пункт 9) (статьи 26, 27 Закона о регистрации) (пункт 216 Административного регламента).
Согласно пункту 223 Административного регламента, в случае если правоустанавливающим документом является договор или односторонняя сделка, государственный регистратор прав при проверке его законности (в случае государственной регистрации как самой сделки, так и перехода, ограничения права, обременения объекта недвижимости на ее основании), в том числе, устанавливает наличие существенных условий сделки (подпункт 3); указание в ней на наличие ограничения права, обременения объекта недвижимости (подпункт 4).
Судебные инстанции, с учетом анализа доказательств, произведенного по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что договор содержал весь объем соглашений между продавцом и покупателем в отношении предмета договора, в договоре отсутствовало условие о необходимости составления расписки о его исполнении, договор подписан сторонами и представлен в АУ "МФЦ" Минэкономразвития Чувашии, в документах отсутствовали оговорки о невыполнении покупателем обязательств по оплате, стороны с информацией о не исполнении договора не обращались, правомерно указали на то, что у сотрудника МФЦ отсутствовали основания для отказа в приёме заявления, как отсутствовали основания у государственного регистратора для приостановления государственной регистрации прав.
Указанные выше выводы суда первой и апелляционной инстанций, по мнению суда кассационной инстанции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Также суд первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Управления Росреестра по Чувашской Республике убытков, компенсации морального вреда, исходя из правомерности действий Управления Росреестра по Чувашской Республике.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно распределили бремя доказывания, и, оценив собранные по делу доказательства, пришли к выводу об отсутствии факта нарушения Управлением Росреестра по Чувашской Республике прав Черновой А.В.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции в данной части, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 17 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 25 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Черновой Алины Валерьевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 августа 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.