Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная инвестиционная компания" Андрюшкиной И.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 5 марта 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 апреля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная инвестиционная компания" (далее также - ООО "Межрегиональная инвестиционная компания", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 5 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 апреля 2022 года, ООО "Межрегиональная инвестиционная компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества Андрюшкина И.Н. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, частью 1 статьи 19.7.5-3, частью 1 статьи 19.7.5-4, статьями 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.7.15, 19.8, 19.8.3 названного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на
должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута (часть 2). Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года N 539 утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок), форма лесной декларации.
Согласно пункту 2 Порядка лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута (далее - лицо, подавшее лесную декларацию), в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Лесная декларация подается в одном экземпляре не менее чем за 5 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен в случаях, установленных правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения ООО "Межрегиональная инвестиционная компания" к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что на основании договора аренды лесного участка от 11 декабря 2007 года N 2/8 ООО "Межрегиональная инвестиционная компания" использует лесной участок площадью 1, 65 га, зарегистрированный в государственном лесном реестре за N 02-2008-05, являющийся частью лесного участка с условным номером 13:13:226/2003:261, местоположение: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район, Березниковское территориальное лесничество, Березниковское участковое лесничество, квартал 235, выделы 10, 11 в целях осуществления рекреационной деятельности.
Срок действия лесной декларации ООО "Межрегиональная инвестиционная компания" от 4 декабря 2020 года N3, принятой со сроком использования лесного участка с 15 декабря 2020 года по 14 декабря 2021 года, истек.
После истечения указанного срока ООО "Межрегиональная инвестиционная компания" продолжило использовать арендованный лесной участок.
Вместе с тем ООО "Межрегиональная инвестиционная компания" лесная декларация, соответствующая требованиям законодательства, в Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия не представлена.
Однако выводы судебных инстанций о доказанности совершения ООО "Межрегиональная инвестиционная компания" указанного административного правонарушения являются преждевременными.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из судебных актов следует, что ООО "Межрегиональная инвестиционная компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за непредставление лесной декларации в Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.
Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении генеральным директором ООО "Межрегиональная инвестиционная компания" Андрюшкиной И.Н. приводились доводы о том, что обществом до истечения установленного законом срока неоднократно представлялись лесные декларации, составленные в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 16 октября 2020 года N887.
В материалах дела имеются копии лесных деклараций от 10 ноября 2021 года и от 19 ноября 2019 года, поданных до истечения срока, установленного пунктом 2 Порядка.
Однако судебными инстанциями указанные доводы и обстоятельства должным образом не проверялись, надлежащая оценка, с учетом проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 16 октября 2020 года N887, им не дана.
При этом следует отметить, что согласно пункту 6.1 Порядка извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным данным Порядком, проекту освоения лесов, недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
В извещении Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 30 ноября 2021 года об отказе в приеме лесной декларации от 19 ноября 2021 года N2 указаны следующие основания: сведения об объемах использования лесов в целях, не связанных с заготовкой древесины и (или) живицы, не соответствуют проекту освоения лесов; в проекте освоения лесов, утвержденном приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 16 октября 2020 года N887, объект N9 указан как элемент благоустройства лесного участка N9 (пешеходная дорожка с твердым покрытием). В представленной лесной декларации данный объект отражен как элемент благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием).
Вместе с тем, в имеющейся в материалах дела копии названного проекта освоения лесов элемент благоустройства лесного участка N9 обозначен как пешеходная дорожка с мягким покрытием.
При этом, какое фактически имеется покрытие на указанной пешеходной дорожке и являются ли достоверными отраженные в названной декларации сведения, судебными инстанциями не выяснялось.
Согласно требованиям статей 24.1, 26.1, 26.11, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья районного суда при разрешении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должен проверить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, доводы, заявленные в жалобе и в возражениях на нее (при их наличии), дать им надлежащую правовую оценку.
Вместе с тем требования указанных норм судьей районного суда не выполнены, меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела не приняты. Такое рассмотрение жалобы не отвечает установленным статей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 апреля 2022 года подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 апреля 2022 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная инвестиционная компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.