Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Щербаковой Е.А., действующей в интересах администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору от 24 декабря 2021 года N303, решение судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 2 марта 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 11 мая 2022 года, вынесенные в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (далее также - администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору от 24 декабря 2021 года N303 администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 2 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 11 мая 2022 года, постановление должностного лица от 24 декабря 2021 года в части назначенного административного наказания изменено, размер административного штрафа снижен до 75 000 рублей. В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Щербакова Е.А. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно статье 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в числе прочего, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
Согласно пункту 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила), правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
На территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов (пункт 69 Правил).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, должностными лицами ОНД и ПР по Кстовскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области на основании распоряжения от 22 октября 2021 года N280 в период 28 октября 2021 года по 1 декабря 2021 года проведена плановая выездная проверка в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, по результатам которой установлено, что администрацией допускаются нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение пункта 67 Правил на землях общего пользования в г. Кстово N) не осуществляется своевременная уборка сухой травянистой растительности;
- в нарушение требований пункта 69 Правил на территориях общего пользования в г. Кстово допущено устройство свалок горючих отходов (г. Кстово, ул. Котовского, напротив д.7, ул. Магистральная за автостанцией, у МКОУ "Кстовская школа интернат", за гаражным кооперативом, полуразрушенные (бесхозяйные) сараи по ул. Гайдара, д.16, 18, ул. 40 лет Октября напротив д.8);
- в нарушение требований статей 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ не обеспечены кольцевым противопожарным водопроводом с установкой пожарных гидрантов территории общего пользования, входящие в границы населенного пункта г. Кстово (ТИЗ "Медик", ТИЗ "Престижный", ООО "Восточный", ул. Лесная и ул. Столбищенская (промзона).
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние администрации правильно квалифицировано по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Довод жалобы о том, что на территории г. Кстово имеются водопроводные сети с пожарными гидрантами, не может повлечь отмену состоявшихся по делу актов. Из информации МУП "Городской водоканал" (л.д.43) и схемы расположения пожарных гидрантов (л.д.46) следует, что указанные территории общего пользования в полном объеме не обеспечены кольцевым противопожарным водопроводом с установкой пожарных гидрантов. Из материалов дела не следует, что на указанной территории имеются иные источники наружного противопожарного водоснабжения.
Довод жалобы о том, что нарушения требований статей 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ допущены не администрацией, а иными лицами, является несостоятельным. В силу пункта 75 Правил органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Вопреки доводам жалобы администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области, в ведении которой находятся территории общего пользования в г. Кстово, является лицом, ответственным за нарушение требований пунктов 67 и 69 Правил в указанных местах.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, они не опровергают наличие в деянии администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие защитника Щербаковой Е.А. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено администрации с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.4 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору от 24 декабря 2021 года N303, решение судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 2 марта 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 11 мая 2022 года, вынесенные в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Щербаковой Е.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.