Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Каминской Ольги Валерьевны на решение Красногорского городского суда Московской области от 15 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 12 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Каминской Ольги Валерьевны к министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным в части разрешения на строительство.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Каминская О.В. обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения и отказа от части требований просила признать незаконными и недействительными выданные 21 августа 2020 года министерством жилищной политики Московской области разрешение N на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом поз.7, расположенный по адресу: "адрес"", и разрешение N на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом поз.8, расположенный по адресу: "адрес"" в части разрешения строить шестиэтажный дом.
В обоснование требований указала, что вместе она с семьей является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", который граничит с земельными участками с кадастровыми номерами N и N, на которых возводятся корпуса 7 и 8 ЖК " "данные изъяты"". Указывала, что 21 августа 2020 года на строительство указанных корпусов 7 и 8 получены разрешения N и N, соответственно. Административный истец полагала, что указанные разрешения выданы с нарушением действующего законодательства, а именно не учтены положения пунктов 5.11, 7.1 СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (далее - СНиП 2.07.01-89). Обжалуемые разрешения выданы на основании постановления администрации сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области от 9 апреля 2014 года N 107/4 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории земельного участка площадью 14, 066 га с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" (далее также - Постановление N 107/4), которое обжалуется в судебном порядке; проектная документация не соответствует утвержденному проекту планировки территории; не учитывались расположения соседних участков, их вид разрешенного использования и расположение на них строений; не учитывалось наличие балконов, выходящих за стену дома, что уменьшает расстояние между строящимся и участком административного истца.
Каминская О.В. полагала, что оспариваемые разрешения на строительство нарушают ее права собственника земельного участка, в том числе и в связи с нарушением инсоляции, права на свободное распоряжение земельным участком, в частности выбора места расположения дома, выбора материала для строительства дома.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 15 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 12 января 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 6 мая 2022 года через суд первой инстанции, Каминская О.В. просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований. Полагает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что земельные участки расположены в сельском поселении, где предусмотрена лишь малоэтажная застройка (до четырех этажей), в связи с чем, разрешения на строительство шестиэтажных домов незаконны. Указывает на нарушение оспариваемыми разрешениями ее права на частную жизнь.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, право аренды земельных участков с кадастровыми номерами N и N передано ООО "Строй-ресурс" от застройщика "данные изъяты" на основании договора аренды от 5 сентября 2006 года, договора уступки прав от 23 июля 2007 год с дополнительным соглашением от 31 марта 2015 года, мирового соглашения от 25 февраля 2019 года, утвержденного определением Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2019 года по делу N, заключенного между ООО "Строй-ресурс" и "данные изъяты".
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Красногорск Московской области земельные участки с кадастровыми номерами N и N расположены в территориальной зоне КУРТ-2 - зоне осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Красногорск Московской области следует, что территория утвержденного проекта планировки территории и проекта межевания территории относится к зоне Ж-1 - зоне многоквартирной жилой застройки.
Вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N и N "для комплексного освоения в целях жилищного строительства", что соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительным регламентом для зон комплексного устойчивого развития территорий КУРТ-2 и зон многоквартирной жилой застройки Ж-1.
Изначально администрацией сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области застройщику "данные изъяты" выдано разрешение на строительство объекта ЖК " "данные изъяты"" от 2 октября 2014 года N сроком действия до 1 января 2018 года. В продлении действия указанного разрешения на новый срок застройщику было отказано 25 октября 2017 года.
В настоящее время завершение строительства ЖК " "данные изъяты"" осуществляет застройщик ООО "Строй-ресурс", которое на основании заявлений и комплекта документов, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обратилось в министерство жилищной политики Московской области.
При этом застройщиком представлено два положительных заключения негосударственной экспертизы "данные изъяты" от 22 июня 2020 года N и от 22 мая 2020 года N в отношении объектов строительства "Многоквартирный жилой дом поз. 7", "Многоквартирный жилой дом поз. 8", расположенных по адресу: "адрес"; градостроительные планы земельных участков от 11 сентября 2019 года N, согласно которым по проекту этажность возводимых зданий составляет шесть этажей. Соответственно, основной вид разрешенного использования спорных земельных участков - 2.5 "среднеэтажная жилая застройка".
При выдаче оспариваемых разрешений министерством жилищной политики Московской области в соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации была проведена проверка наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и проверка соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Ввиду отсутствия причин для отказа 21 сентября 2020 года министерством жилищной политики Московской области были выданы разрешения на строительство объектов, расположенных по адресу: "адрес": N сроком действия до 21 сентября 2020 на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом поз.7", и N сроком действия до 21 августа 2022 года на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом поз.8".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с который согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое разрешение выдано уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, каких-либо доказательств подтверждающих незаконность действий административного ответчика стороной административного истца не представлено.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
В соответствии с Положением о министерстве жилищной политики Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 2 октября 2018 года N 688/35, с 9 ноября 2018 года министерство жилищной политики Московской области осуществляет, в том числе выдачу (внесение изменений, в том числе в связи с необходимостью продления срока действия) разрешений на строительство, выдачу (отказ в выдаче) разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений, сельских поселений, городских округов, а также в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) (пункт 13.2 указанного Постановления).
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 указанной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Выдача разрешения на строительство в Московской области осуществляется в соответствии с Административным регламентом министерства жилищной политики Московской области по предоставлению государственной услуги, утвержденным распоряжением министерства жилищной политики Московской области от 15 февраля 2019 года N 20 (далее - Регламент), действовавшим на дату выдачи оспариваемых разрешений.
Порядок выдачи разрешений на строительство в отношении объектов капитального строительства, в том числе и основания для отказа в их выдаче, регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекс Российской Федерации.
В части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент выдачи оспариваемых разрешений) установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
По смыслу части 9 статьи 1, пункта 3 части 2, части 6 статьи 30, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельного участка, в том числе и возможность возведения на нем зданий, строений, сооружений, предельные параметры разрешенного строительства устанавливаются градостроительным регламентом, которые устанавливаются в правилах землепользования и застройки для каждой территориальной зоны.
Применительно к территории городского округа Красногорск Московской области такой режим установлен решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 28 мая 2020 года N 357/28 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки (части территории) городского округа Красногорск Московской области", а также постановлением администрации сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области от 9 апреля 2014 года N 107/4 "Об утверждении проекта планировки и межевания территории земельного участка площадью 14, 066 га с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"".
Правилами землепользования и застройки городского округа Красногорск Московской области предусмотрено возведение зданий в территориальной зоне КУРТ-2 с предельным количеством этажей (за исключением подземных и технических этажей) - шесть.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое разрешение на строительство противоречит проекту межевания территории обоснованно отклонены, поскольку в материалы дела представлены градостроительные планы земельных участков N от 11 сентября 2019 года, разработанные в том числе на основании указанного проекта межевания территории, согласно которому проектная этажность возводимых зданий составляет шесть этажей, соответственно.
Суды обоснованно отклонили доводы административного истца о том, что Правила землепользования и застройки городского округа Красногорск Московской области и проект межевания территории противоречат актам большей юридической силы, в частности, СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, так как они в установленном порядке в части этажности в зоне КУРТ-2 не признаны недействующими, в этой части не изменялись и не отменялись.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 13 ноября 2020 года, вступившим в законную силу 5 июля 2021 года, по делу N в удовлетворении административного иска ФИО, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, и Каминской О.В. к администрации об отмене названного проекта межевания территории отказано.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и утверждение административного истца о том, что оспариваемыми разрешениями на строительство нарушено ее право на использование принадлежащего Каминской О.В. земельного участка с кадастровым номером N, предоставленного постановлением администрации Красногорского муниципального района Московской области от 31 декабря 2014 года N.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногорского городского суда Московской области от 15 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 12 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Каминской Ольги Валерьевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 20 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.