Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Петровой Н.А. и Черновой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой Ольги Денисовны к администрации Раменского городского округа Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, по кассационной жалобе Осиповой Ольги Денисовны на решение Раменского городского суда Московской области от 12 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Петровой Н.А, судебная коллегия
установила:
Осипова О.Д. обратилась в суд с иском к администрации Раменского городского округа Московской области о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в порядке приватизации.
В обоснование заявленных исковых требований Осипова О.Д. ссылалась на то, что ее матери ФИО6, как работнику ГБУЗ МО "Раменская ЦРБ" ДД.ММ.ГГГГ по договору найма служебного жилого помещения N предоставлено жилое помещение, в котором зарегистрированы и проживают с указанного времени истец и ее мать ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию Раменского городского округа "адрес" с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, в удовлетворении которого было отказано, поскольку наниматель ФИО6 ранее участвовала в приватизации, а истец не связана трудовыми отношениями с учреждениями здравоохранения "адрес". Выражая несогласие с отказом, истец обратилась в суд с данным иском.
Решением Раменского городского суда Московской области от 12 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 февраля 2021 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Осиповой О.Д. содержится просьба об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ), оснований для их отмены не установила.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Афанасьева Н.С. с 1 декабря 1993 г. и по настоящее время работает в ГБУЗ МО "Раменская ЦРБ" на должности акушерки. Стаж работы в медицинской деятельности 27 лет 11 месяцев 5 дней.
На основании заявления ФИО6 и ходатайства МУЗ "Раменская ЦРБ" в соответствии с решением Совета депутатов Раменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N-СД "Об утверждении Положения о служебных жилых помещениях в муниципальном жилищном фонде Раменского муниципального района" постановлением администрации Раменского муниципального района МО от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО6 на семью из двух человек (она, дочь) предоставлена однокомнатная служебная квартира специализированного жилищного фонда общей площадью 46, 4 кв. м по адресу: "адрес", на период работы в системе здравоохранения Раменского муниципального района.
Постановлением администрации Раменского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N однокомнатная квартира общей площадью 46, 4 кв. м по адресу: "адрес", включена в специализированный муниципальный жилищный фонд Раменского муниципального района "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ между собственником - администрацией Раменского муниципального района МО и ФИО6 заключен договор найма служебного жилого помещения по адресу: "адрес", в связи с работой в системе здравоохранения Раменского муниципального района. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселена ФИО1 (дочь).
В настоящее время в квартире зарегистрированы по месту жительства ФИО6 и ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ
ФИО6 на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" на основании договора на приватизацию от ДД.ММ.ГГГГ, а также 1/2 доля в праве собственности на жилое помещение и земельный участок по адресу: "адрес".
Осипова О.Д. участия в приватизации не принимала.
Советом депутатов Раменского городского округа Московской области в пределах своих полномочий 26 февраля 2020 г. принято решение N 4/10-СД об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Раменского городского округа Московской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
В соответствии с п. 2.7 Порядка предоставления жилых помещений служебные жилые помещения приватизации не подлежат, за исключением случаев установленных настоящим Порядком.
Решение о разрешении приватизации гражданами служебного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, принимаются при соблюдении совокупности следующих критериев (пункт 2.9):
для медицинских работников в совокупности при наличии стажа не менее 10 лет; проживания нанимателя и членов его семьи в служебном жилом помещении не менее 10 лет; отсутствие у нанимателя и членов его семьи, принадлежащих им на праве собственности, жилых помещений.
При стаже работы не менее 15 лет, не учитываются требования о проживании в жилом помещении не менее 10 лет (пункт 2.11).
Пунктом 2.12 Порядка предоставления жилых помещений предусмотрено, что право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения имеют граждане, ранее не реализовавшие право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда. Жилые помещения передаются в собственность всех совместно проживающих в данном жилом помещении членов семьи нанимателя, за исключением лиц, ранее уже использовавших свое право на приватизацию.
Понятие граждан приведено в п. 2.9.1 Порядка предоставления жилых помещений, к ним отнесены медицинские, фармацевтические работники, педагогические работники образовательных учреждений Раменского городского округа, сотрудники муниципальных учреждений Раменского городского округа, муниципальные служащие, должностные лица, избранные в органы местного самоуправления и работающие на постоянной основе, в отношении которых органом местного самоуправления принимались решения о предоставлении служебных жилых помещений.
7 апреля 2021 г. Осипова О.Д. обратилась в администрацию Раменского городского округа Московской области с заявлением о передаче занимаемого служебного жилого помещения в собственность, в порядке приватизации.
Решением жилищной комиссии N 3 от 23 апреля 2021 г. Осиповой О.Д. отказано в приватизации служебной квартиры. Основанием к отказу послужило отсутствие критериев, при совокупности которых служебное жилое помещение передается в собственность нанимателей, занимаемых ими и членами их семей служебных жилых помещений. По материалам проверки оспариваемого решения от 6 мая 2021 г. N 161-01ТГ-5695 по обращению истца установлено, что ФИО6 ранее участвовала в приватизации жилого помещения, Осипова О.Д. (ее дочь) не связана трудовыми отношениями с учреждениями здравоохранения Раменского городского округа Московской области.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 31, 92, 100 ЖК РФ, Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 30 марта 2012 г. N 9-П, учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", исследовав представленные доказательства, исходил из того, что ФИО6, являющейся нанимателем служебного жилого помещения, предоставленного в связи с работой в системе здравоохранения Раменского муниципального района Московской области, право на однократную приватизацию жилого помещения ранее реализовано, а Осипова О.Д, по смыслу Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Раменского городского округа Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Раменского городского округа Московской области от 26 февраля 2020 г. N 4/10-СД, не является лицом в отношении которого органом местного самоуправления может быть принято решение о разрешении приватизации служебного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности Раменского городского округа Московской области.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и ч. 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ).
Таких оснований, предусмотренных законом, по делу не установлено.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в оспариваемых судебных актах.
Толкование Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Раменского городского округа Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Раменского городского округа Московской области от 26 февраля 2020 г. N 4/10-СД, данное в кассационной жалобе ее заявителем, относительно права Осиповой О.Д. на приватизацию служебного жилого помещения, предоставленного ее матери ФИО6 - работнику ГБУЗ МО "Раменская ЦРБ", является ошибочным и не является основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы послужить основанием для отмены вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 12 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Осиповой Ольги Денисовны без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.