Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июля 2022 года гражданское дело по иску Сергиенко Владимира Ивановича к ОГБУЗ "Городская больница N 2 г. Белгорода" о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Сергиенко Владимира Ивановича
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 31 августа 2021 г. по гражданскому делу N2-5147/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 15 марта 2022 года по гражданскому делу N 33-1188/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Сергиенко В.И. обратился в суд с иском к ОГБУЗ "Городская больница N 2 г. Белгорода" о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации морального вреда.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 31 августа 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 15 марта 2022 г, в удовлетворении исковых требований Сергиенко В.И. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Сергиенко В.И. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на наличие у него права на внеочередное получение медицинской помощи, ввиду статуса ветерана боевых действий.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не допущено.
Как установлено судом, Сергиенко В.И. имеет статус ветерана боевых действий.
Согласно материалам дела, 12 июля 2021 г. Сергиенко В.И. в 17 час. 46 мин. обратился в ОГБУЗ "Городская больница N 2 г. Белгорода". Из записей, содержащихся в листе осмотра больного в приемном отделении, следует, что в 17 час. 46 мин. Сергиенко В.И. осматривался медицинским персоналом, последнему была измерена температура, давление, отмечены его физические показатели, социальный анамнез, назначен первичный осмотр хирургом Власюк. 12 июля 2021 г. в 18 час. 15 мин. Сергиенко В.И, без объяснения причин покинул приемное отделение ОГБУЗ, не оформив отказ от медицинского вмешательства, о чем в 19 час. 00 мин. составлен акт.
Согласно акту, во время нахождения в приемном отделении жалоб на состояние здоровья Сергиенко В.И. не предъявлял, требовал предоставления медицинских документов за 9 июля 2021 г.
Как следует из материалов дела, 9 июля 2021 г. в 02 час. 48 мин. Сергиенко В.И. бригадой скорой медицинской помощи был доставлен в ОГБУЗ "Городская больница N 2 г. Белгорода" с диагнозом S06.0- сотрясение головного мозга. Осмотрен врачом-нейрохирургом, которым установлен диагноз: данных на ЧМТ нет. Рекомендовано: наблюдение у травматолога по месту жительства. Проведены: МСКТ головного мозга, рентгенологическое исследование правого голеностопного сустава в 2-проекциях. Из заключения КТ следует - признаков патологии вещества ГМ, костно-травматической патологии, не выявлено. В ходе рентгенологических исследований костно-травматических изменений также не выявлено.
Министерством здравоохранения Российской Федерации в приказе N922н от 15.11.2012 г. утвержден порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия".
Пунктом 2 вышеуказанного порядка предусмотрено, что медицинская помощь по профилю "хирургия" оказывается в виде: первичной медико-санитарной помощи; скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи; специализированной, в том числе, высокотехнологичной, медицинской помощи.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Согласно пункту 4 Порядка первичная медико-санитарная помощь предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению хирургических заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни населения.
Скорая, в том числе, скорая специализированная, медицинская помощь больным, требующим срочного медицинского вмешательства, оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи, специализированными выездными бригадами скорой медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 г. N 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи" (пункт 6 Порядка). Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной и неотложной форме, а также в амбулаторных и стационарных условиях (пункт 8).
В соответствии с Типовым положением о приемном отделении медицинской организации области, утвержденным приказом Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области N651 от 01.06.2016 г. и Положением о работе приемного отделения ОГБУЗ "Городская больница N 2 г. Белгорода", утвержденного приказом главного врача 18.02.2019 г, приемное отделение предназначено для приема пациентов, доставленных в порядке скорой помощи, направленных из амбулаторно-поликлинических учреждений и обратившихся за помощью самостоятельно.
Пункт 2.1 Положения предусматривает, что прием, осмотр и обследование экстренных и неотложных пациентов, поступивших (обратившихся) в приемное отделение осуществляется в течение 10 минут с момента поступления бригадой врачей. Время в приемном отделении пациента, госпитализируемого в плановом порядке, не должно превышать 2 часов. Время пребывания в приемном отделении пациентов, доставленных (обратившихся) по экстренным или неотложным показаниям, не должно превышать 2 часов, в случае проведения лечебных мероприятий до 6 часов.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения, производится медицинская сортировка пациентов по характеру, тяжести и профилю заболевания, по эпидемиологическим и социальным показаниям.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе, ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее также - ФЗ "О ветеранах"), который направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 16 ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, к которым относятся, в том числе, сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе, в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 8 части 1 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона).
Порядок оказания медицинской помощи данным категориям лиц определен Постановлением Правительства РФ от 13.02.2015 г. N 123 "Об утверждении Правил внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти".
При этом, положения пункта 3 вышеуказанного Порядка предусматривают, что направление граждан на внеочередное оказание медицинской помощи осуществляется медицинскими организациями, к которым граждане были прикреплены в период работы до выхода на пенсию и в которых им продолжает оказываться медицинская помощь после выхода на пенсию, или медицинскими организациями, выбранными гражданами в соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации".
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что со стороны ОГБУЗ "Городская больница N 2 г. Белгорода" отсутствует нарушение права истца на внеочередное оказание медицинской помощи, поскольку обращение Сергиенко В.И. в приемное отделение имело место без направления медицинской организацией, к которой истец прикреплен как ветеран боевых действий.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено правильное толкование норм материального права (Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановления Правительства РФ от 13.02.2015 г. N 123), подлежащих применению к спорным правоотношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные истцом в жалобе доводы о наличии оснований для признания бездействия ответчика по внеочередному оказанию медицинской помощи незаконными и взыскании компенсации морального вреда, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в указанной части в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленных судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 31 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 15 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сергиенко Владимира Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.