Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июля 2022 года гражданское дело по иску Демина Вячеслава Анатольевича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области о признании расторжения контракта о службе и увольнении со службы незаконным, изменении формулировки оснований расторжения контракта, понуждении направления информации об изменении формулировки расторжения контракта
по кассационной жалобе Демина Вячеслава Анатольевича
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 7 декабря 2021 года по гражданскому делу N 2-4175/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 марта 2022 года по гражданскому делу N 33-1782/2022
заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав возражения по доводам кассационной жалобы представителя третьего лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области Лучинкина С.С, действующего на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Демин В.А. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области (далее по тексту - ФКУ "ИК N2" УФСИН России по Воронежской области) о признании расторжения контракта о службе и увольнении со службы незаконным, изменении формулировки оснований расторжения контракта, понуждении направления информации об изменении формулировки расторжения контракта.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 7 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 марта 2022 года, исковые требования Демина В.А. оставлены без удовлетворения.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Демин В.А. просит об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие оснований для увольнения за нарушение условий контракта.
Представитель истца Демина В.А. - Двадненко А.С, чье ходатайство об участии в судебном заседании путем использования веб-конференции, удовлетворено судом кассационной инстанции, не обеспечил техническую возможность своего участия в проведении веб-конференции (не подключилась к ней), в связи с чем, судебное заседание проведено в отсутствие данного участника процесса, извещенного надлежащим образом о дне и времени судебного разбирательства.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Демин В.А. с 9 ноября 2020 года проходил службу в ФКУ "ИК N 2 УФСИН России по Воронежской области" в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ "ИК N 2 УФСИН по Воронежской области".
В соответствии с пунктом 4 заключенного с сотрудником контракта, сотрудник обязался, в том числе, добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом, настоящим контрактом и должностной инструкцией; соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, установленные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; соблюдать внутренний служебный распорядок и порядок несения службы (дежурства), в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и иных обстоятельствах, препятствующих исполнению служебных обязанностей.
Приказом ФКУ "ИК N 2 УФСИН по Воронежской области" от 10 сентября 2021 года контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации с Деминым В.А. расторгнут, он уволен со службы в УИС РФ с 15 сентября 2021 года по пункту 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в связи с нарушением условий контракта сотрудником).
Основанием для издания данного приказа послужило заключение о результатах служебной проверки от 9 сентября 2021 года.
Согласно данному заключению Демин В.А, действуя умышленно, вступил с осужденным ФИО7, отбывающим наказание в этом же учреждении, в отношения, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством для получения материальной выгоды за совершение действий в пользу осужденного, в результате чего им был нарушен п. 4 контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от 9 ноября 2020 года.
Кроме того, Деминым В.А. были нарушены пункт 1 части 1 статьи 12 и пункт 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ, пункт 13 части 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", подпункта "к" пункта 8 приказа ФСИН России от 11 января 2012 года N 5 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы Российской Федерации".
Постановлением следователя следственного отдела по Центральному району г. Воронежа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области от 26 августа 2021 года в отношении Демина В.А. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18 августа 2021 года Демин В.А. обратился к врио начальника ФКУ "ИК N 2 УФСИН по Воронежской области" с рапортом об увольнении его из уголовно-исполнительной системы с 3 сентября 2021 года, в связи с невозможностью дальнейшего исполнения служебных обязанностей - зачисления в образовательную организацию; приложив копию договора об оказании платных образовательных услуг от 18 августа 2021 года, заключенного между Деминым В.А. и ФГБОУВО "Воронежский государственный технический университет".
Согласно материалам дела, 26 августа 2021 года в отношении Демина В.А. возбуждено уголовного дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту проноса 10 августа 2021 года Деминым В.А. запрещенных предметов на территорию ФКУ ИК N 2 УФСИН России по Воронежской области.
Отношения, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе, регламентируются Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из положений части 1 статьи 13 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ следует, что при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник должен: соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики.
Подпунктом "к" пункта 8 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН РФ от 11 января 2012 года N 5, предусмотрено, что сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС.
Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных, а также направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2013 года N 21-П).
По смыслу правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, основанный в том числе на особых требованиях к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам сотрудников, добросовестному исполнению ими условий служебного контракта.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с нарушением условий контракта сотрудником.
Пункт 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N197-ФЗ, предусматривая возможность увольнения сотрудника уголовно-исполнительной системы со службы в связи с нарушением им условий контракта, направлен на исключение из кадрового состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы лиц, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности, что в конечном счете способствует выполнению возложенных на данные учреждения и органы конституционно значимых функций (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2019 года N 3369-О).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суды исследовали необходимые юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, используя заключение по результатам служебной проверки как одно из доказательств, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу о доказанности факта нарушения Деминым В.А. условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, выразившегося во вступлении в отношения с осужденным, отбывающим наказание в этом же учреждении, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством для получения материальной выгоды за совершенные действия в пользу осужденного, а также об отсутствии нарушения порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, в связи с нарушением условий контракта.
Суды верно исходили из того, что у ответчика отсутствовали основания для увольнения Демина В.А. на основании пункта 2 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N197-ФЗ, поскольку на момент обращения сотрудника с рапортом об увольнении, а также до истечения месячного срока со дня подачи рапорта, истец не был зачислен в образовательную организацию, и в отношении истца проводилась служебная проверка.
В судебных актах приведены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дано толкование норм материального права (Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы", Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН Российской Федерации от 11 января 2012 года N 5), подлежащих применению к спорным отношениям, и сделан обоснованный вывод о наличии оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с нарушением контракта, поскольку при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов уголовно-исполнительной системы должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету ведомства, в котором он служит, что обусловлено повышенными репутационными требованиями к сотрудникам органа уголовно-исполнительной системы, как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий.
Ссылки Демина В.А. в кассационной жалобе на отсутствие оснований для его увольнения, не свидетельствуют об отсутствии со стороны истца нарушения служебного контракта, являлись предметом проверки судами первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые не были бы отражены в оспариваемых судебных актах, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 7 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 марта 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Демина Вячеслава Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.