Дело N 88-17560/2022
г. Саратов 21 июля 2022 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Юдиной С.В, рассмотрел 21 июля 2022 года гражданское дело по иску Башкатовой Клавдии Егоровны к Государственному учреждению - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на апелляционное определение Ленинского районного суда г. Воронежа от 21 февраля 2022 года по гражданскому делу N 11-19/2022,
УСТАНОВИЛ:
Башкатова К.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ - Воронежское региональное отделение ФСС России) о взыскании денежных средств.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского судебного района Воронежской области от 17 ноября 2021 года исковые требования Башкатовой К.Е. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Ленинского районного суда г. Воронежа от 21 февраля 2022 года решение мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского судебного района Воронежской области от 17 ноября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Башкатовой К.Е. удовлетворены частично: с ГУ - Воронежское региональное отделение ФСС России в пользу Башкатовой К.Е. взысканы расходы за приобретенные средства реабилитации за период с 1 июня 2020 года по 30 сентября 2020 года в размере 6904 руб.
В кассационной жалобе ГУ - Воронежское региональное отделение ФСС России просит об отмене апелляционного определения Ленинского районного суда г. Воронежа от 21 февраля 2022 года, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывая отсутствие доказательств фактического несения расходов истцом, отсутствие обращения в установленном законом порядке истца за возмещением расходов.
В порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом, Башкатова К.Е. является инвалидом первой группы, согласно справке МСЭ-2016 N 1703472 инвалидность установлена повторно 23 июля 2019 года, бессрочно.
Согласно ИПРА от 1 августа 2019 года Башкатовой К.Е. рекомендованы технические средства реабилитации, в том числе, подгузники для взрослых, размер "L" (объем талии/бедер до 150 см), 2 штуки в сутки и впитывающие простыни (пеленки) размером 60x90 см, 1 штука в сутки.
По заявлению от 6 августа 2019 года и на основании ИПРА Башкатова К.Е. поставлена в региональное отделение Фонда на учет и обеспечивалась впитывающими простынями (пеленками), подгузниками для взрослых.
Поскольку Башкатова К.Е. не была обеспечена указанными средствами реабилитации с мая по сентябрь 2020 года, она была вынуждена приобретать подгузники и пеленки с июня по сентябрь 2020 года самостоятельно.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации (впитывающие простыни (пеленки) и подгузники), однако в этом ей было отказано, поскольку не представлены документы, подтверждающие фактические расходы за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в 2020 году.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Нормативными актами предусмотрен и альтернативный порядок обеспечения инвалида государственной поддержкой для приобретения средства реабилитации, в случае если средство не может быть предоставлено или инвалид приобрел его самостоятельно.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
В соответствии с п. 3 Порядка, компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 года N 86н включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
В силу п. 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 7 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящего порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Башкатовой К.Е, мировой судья сослался на отсутствие документов, подтверждающих расходы на приобретенные средства реабилитации.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение мирового судьи и удовлетворяя частично исковые требования, исходил и того, что именно невозможность подтвердить необходимыми платежными документами, обосновывающими размер затраченных денежных средств на приобретение необходимых средств реабилитации для больной, лишенной возможности самостоятельно передвигаться и совершать покупки, вызвала необходимость обращения в суд с данными исковыми требованиями.
При этом, поскольку сам факт нуждаемости истца в указанных средствах реабилитации ответчиком не оспаривается, установив факт приобретения средств реабилитации, принимая во внимание характер заявленных требований, суд апелляционной инстанции верно пришел к выводу об удовлетворении частично заявленных требований о выплате компенсации за приобретенные средства реабилитации за период с 1 июня 2020 года по 30 сентября 2020 года, исходя из расчета (122 дня х 56, 59руб/сутки), в размере, не превышающем стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В судебном акте приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Приказа Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года N 57н), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ответчиком в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для компенсации расходов, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене апелляционного определения являться не могут.
Судом апелляционной инстанции исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
на апелляционное определение Ленинского районного суда г. Воронежа от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья подпись С.В. Юдина
Копия верна:
Судья ФИО2 кассационного суда
общей юрисдикции ФИО3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.